Сейчас трудно представить себе более быстро развивающийся рынок программного обеспечения, чем рынок мобильных приложений. Таких приложений уже миллионы, а рынок далек от насыщения. Gartner, IBM, PWC, D&T каждый год проводят десятки исследований на тему того, как сотовая связь, мобильный Интернет, мобильные услуги и мобильный банкинг меняют сегодняшний мир. Это действительно мощный импульс к изменению привычных процессов.

Почему рынок растет так быстро, догадаться несложно. Во-первых, мобильные аппараты и операционные системы достигли приемлемого уровня пользовательского комфорта даже для бизнес-приложений. Во-вторых, наблюдается острая конкуренция мобильных OS и стилей выполнения приложений, что порождает дублирование даже лучших вариантов реализации. В-третьих, мобильные связь и Интернет полноценно охватили не только высокоразвитые, но и прочие страны. Кроме того, инструменты покупки и установки приложений стали удобны конечному потребителю. Наконец, компании во всем мире вкладывают деньги в бизнес-приложения, а развлекательные приложения получили новые щедрые источники монетизации.

Мы живем в стране, где даже продавцы бытовой техники (например, «М. Видео») и интернет-кинотеатры выпускают бесплатные мобильные приложения, развивая свой основной бизнес. Наверное, здесь нашлось место и для банков, умеющих инвестировать в прогрессивные технологии?

Если посмотреть внимательно, то обнаружится, что успешные нативные финансовые приложения под операционные системы iOS и Android в российских банках можно перечислить с помощью пальцев рук. Мы не будем рассматривать разработки Java-приложений или Windows Mobile, потому что их дни сочтены, а пользовательский интерфейс уже устарел. Мы будем говорить только о финансовых приложениях для лидеров рынка мобильных платформ — Mac iOS и Google Android.

Безусловные лидеры с точки зрения количества выпущенных версий (что обычно означает, отточенность и полноту функционала) — это Альфа-Банк с «Альфа-Мобайл» и Сбербанк с мобильным «Сбербанк Онл@йн». Однако даже у лидеров есть объективные недостатки. У «Альфа-Мобайл» нет бесплатного режима эксплуатации для рядовых (а не премиум) клиентов, а у Сбербанка мобильный банк прочно связан с пластиковой картой, то есть две финансовые услуги неразрывны для потребителя.

Обе кредитные организации активно совершенствуют как саму услугу, так и ПО, обеспечивающее ее. В обоих случаях в интересах банка работают как минимум по два подрядчика.

В октябре 2011 года банк ВТБ 24 выпустил нативное приложение под Android. Пока новинку мало кто видел, но будем надеяться, что мобильное приложение получилось куда более продвинутым в плане usability, чем интернет-банк «Телебанк». Последний в своих интерфейсах больше похож на сайт «тысячи случайных ссылок», чем на продуманный и клиентоориентированный интернет-канал крупного розничного банка.

Еще несколько имиджевых приложений выложено в магазине приложений Apple — это мобильные банки от КБ «Русский Стандарт», ММБР и ЮниКредит Банка. Функционал очень скромен, а в дизайне больше прослеживается стремление следовать корпоративному brand book, нежели чем создавать usability финансового приложения. Очевидно, что для данных банков будут проведены дополнительные фазы разработки usability отдельными релизами, чтобы приблизить приложение, созданное для галочки, к лучшим европейским или американским образцам.

На этом список готовых приложений практически заканчивается. К 2012 году можно ожидать его пополнение приложением от Хоум Кредит Банка и полнофункциональной версией приложения от Московского Индустриального Банка (текущая версия в реальности выглядит гораздо беднее рекламного проспекта).

А в это время в банках топ-5 почти каждой страны в еврозоне уже не только завершили создание приложений для Android и iOS, но и запустили проекты для OC Windows Phone, которая только недавно начала продаваться в РФ на устройстве HTC.

Остается надеяться, что хотя бы в 2012 году лозунг «Быстрее, выше, сильнее» в отношении нативных мобильных финансовых приложений будет справедлив. Пока же российские разработчики осваивают лишь несложные концепции мобильных multi-touch игр.