Понимание значимости психологических факторов в финансах привело не так давно к образованию новой финансовой дисциплины — поведенческих финансов (behavioral finance). Вопросы поведенческих финансов уже обсуждались в колонке «Похвала финансовой глупости» (http://www.banki.ru/news/columnists/?id=1411088). В нынешней колонке рассматривается, как «коллективное бессознательное» и «коллективный разум» работают на финансовом рынке.

Психологические аспекты ценообразования нужно рассматривать с точки зрения не только индивидуума, но и группы.

Наиболее известен стадный эффект, который лежит в основе банковских маний и паник. Например, при возникновении мощных шоков люди перестают «думать своими мозгами» и ориентируются только на поведение других. Стадный инстинкт — мощный защитный механизм, вмонтированный в психику на генетическом уровне. Этот инстинкт является весьма опасным атавизмом.

Игроки на рынке отнюдь не изолированы друг от друга. Индивидуумы, активно обмениваясь информацией, образуют группы. Решения изолированных друг от друга индивидуумов существенно отличаются от решений взаимодействующих участников группы. Ранее (известны работы 20-30-х годов прошлого века Оллпорта и др.) социальные психологи полагали, что индивидуумы более склонны к экстремальным решениям, нежели группы. Однако это мнение оказалось ошибочным. На самом деле существует эффект групповой поляризации: группа усиливает (поляризует) начальные индивидуальные мнения своих участников. Причем чем сильнее внутригрупповое взаимодействие, тем сильнее можно ожидать эффект групповой поляризации. Этот эффект (в упрощенной форме «сдвига риска») был открыт студентом MIT Джеймсом Стонером в 1961 году.

В отношении финансовых активов групповая поляризация может проявляться в систематическом завышении или занижении рисков, с ними связанных: если индивидуумы оценивают риск как небольшой, то группа склонна оценивать его как еще более низкий и дружными рядами устремляется в пропасть.

Например, риски ипотеки subprime фатально недооценивались до кризиса, что привело к завышению цены активов, основанных на этой ипотеке. Вероятно, эффект групповой поляризации наряду со стадным эффектом играет важную роль в образовании финансовых пирамид. Только массовым помешательством можно объяснить тюльпаноманию, «пузырь Южных морей» и пирамиду МММ.

Понимание этих эффектов позволяет не только выживать на рынке, не засевая поля чудес червонцами и не устремляясь вместе с народными инвесторами в финансовые пропасти, но и получать прибыль от иррационального поведения инвесторов. Желательно честную, так как манипулирование поведением инвесторов уголовно наказуемо.