Если вы хотите положить небольшие деньги на краткосрочный депозит в банк, то вряд ли будете проводить полноценный анализ деятельности этого банка с получением данных из различных независимых источников. Вклады гарантированы государством, поэтому единственный критерий, который может интересовать в данной ситуации, — предлагаемый банком доход.

Но если речь идет о передаче в управление значительной суммы, возврат которой никем не гарантируется, то ситуация меняется. Возникает желание узнать как можно больше о претендентах на ваши деньги. И получить не только официальную информацию с сайта компании, но и отзывы прошлых и нынешних клиентов, мнение конкурентов и аналитиков.

Однако в наше время и этого мало. Крупные участники рынка научились «управлять репутацией», оперативно гася интернет-скандалы, обеспечивая поток положительных публикаций в прессе и блогах и демонстрируя тщательно дозированную открытость на собственных страницах в социальных сетях. Похоже, беспокойным потенциальным клиентам пора переходить на новый уровень «разведки» — сбор информации о конкретных сотрудниках, которые будут иметь отношение к управлению деньгами, и о руководстве банка либо инвесткомпании.

К счастью, до страниц сотрудников в Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и ЖЖ PR-службы многих финансовых компаний пока не добрались. А сами сотрудники, считая, что в социальных сетях они «представляют только себя» и «выступают как частные лица», могут быть весьма откровенны, особенно если дело не касается непосредственно работы.

Например, управляющий директор одной из крупнейших УК пишет в Facebook в адрес журналиста, опубликовавшего заметку о деле Pussy Riot: «Надеюсь искренне, что этим протестным (пропущено матерное слово. — Прим. автора) подсадят немного серого вещества в местах не столь отдаленных, чтоб неповадно… Попробуйте, твари, проделать такую же клоунаду в синагоге — а мы посмотрим, какие покаянные статьи вы будете писать. Ибо там не «либерастия», там догматы умеют оберегать». Плюс ведро «помойной» лексики, упоминания экскрементов едва ли не в каждом комментарии… Картина понятная и знакомая — такого «добра» в последнее время в Сети много. Другое дело, что не каждый ругающий «либерастов», их «англосаксонских хозяев» (это цитата того же менеджера), а также «пиндосов» и «извращенцев» управляет вашими деньгами.

Безусловно, этические, религиозные, политические и прочие взгляды напрямую не влияют на принятие инвестиционных решений. Но если аналитик в «личном пространстве» славит государственную экономику, призывает деньгами и оружием установить на территории бывшего СССР новую империю, заявляя, что некоторые народы (типа грузин или прибалтов) не достойны быть в нее приняты по национальному признаку, то его исследования современных рыночных компаний вызывают определенные вопросы.

Человек не робот, у него нет кнопки переключения режимов «личное» и «рабочее». Религиозный фанатик не способен к трезвому анализу рынка, а конспиролог-антисемит вряд ли не увидит за действиями руководства крупных компаний «волосатой руки жидомасонов» (и это повлияет на его оценку ситуации).

Анализ личных страниц сотрудников и руководителей компаний также помогает понять, как они относятся к клиентам. Например, топ-менеджер брокерской фирмы пишет в своем блоге (который, как он думает, читают только коллеги-единомышленники), что кидать клиентов — нормально, потому что рынок — это борьба за существование и если не кинешь ты, то кинут тебя. Только, мол, надо это делать так, чтобы клиент не смог достойно ответить — то есть по возможности юридически чисто. Сразу можно сделать вывод о том, стоит ли связываться с его фирмой.

Много пищи для размышлений дает просмотр совершенно безобидной на первый взгляд информации. Один финансист на своей странице в соцсети каждый день выкладывает множество тупых анекдотов, якобы смешных картинок с подростковым юмором, эротику и прочий «контент» уровня, достойного старшеклассника-троечника. Другой ведет вроде бы более-менее обычный дневник, но пишет с чудовищными ошибками. У третьего масса фотографий с пьянок — с рюмками, бокалами и стаканами в руке.

Казалось бы, обычная частная жизнь, большинство людей живет примерно так же. Но вы вряд ли подойдете на улице к первому встречному и отдадите ему миллион-другой в управление в надежде на получение дохода. Наверное, люди, берущие на себя ответственность за чужие деньги, должны обладать «несредним» уровнем интеллекта, здравомыслия и таланта. Исследование личного интернет-пространства сотрудников финансовых организаций поможет вам оценить адекватность людей, от которых многое зависит в вашей жизни. Пользуйтесь этими возможностями, пока они есть. Ведь рано или поздно службы безопасности и пиара доберутся и до личных записей сотрудников компаний.