На прошлой неделе Агентство по страхованию вкладов (АСВ) пообещало в ближайшее время обратиться в ФАС с жалобой на недобросовестную рекламу кредитного потребительского кооператива граждан «СтройСберКасс». Тот рекламировал свои вклады (кстати, с доходностью до 22% годовых) как застрахованные, не побоявшись даже поместить рядом фирменную эмблему АСВ. В агентстве в свою очередь посетовали на то, что это уже не первый случай незаконного использования их символики. В марте этого года подобный инцидент был в Ставропольском крае, но после звонка руководству кооператива словосочетание «вклады застрахованы» из рекламы было убрано. В ноябре прошлого года АСВ через питерское управление ФАС добилось запрета на использование этого же словосочетания в газетной рекламе другого кредитного кооператива — «Семейный капитал».

Опасения АСВ понятны. Буквально месяц назад в одно из региональных отделений агентства обратилась женщина, потерявшая деньги в кооперативе «Содружество», закрывшемся еще в марте прошлого года. Логика пострадавшей была проста. «Если вклады пропали, к вам же идут», — рассказали в АСВ.

Впрочем, это уже не первый случай, когда АСВ обращает внимание надзорных органов на деятельность разного рода небанковских организаций. В феврале, например, АСВ сообщило в ФСФР о микрофинансовой организации (МФО) «Городская сберкасса», принимавшей вклады также под проценты выше банковских (в тот момент до 16% годовых) в сумме от 5 тыс. рублей. При том, что по закону МФО не имеют права принимать средства в сумме меньше 1,5 млн рублей. По замыслу разработчиков закона о МФО, этот барьер был необходим, чтобы обезопасить неквалифицированных инвесторов от возможных рисков. Предполагалось, что люди, заработавшие 1,5 млн, в состоянии грамотно оценить ситуацию, взвесить соотношение риска и доходности и принять нужное решение. «Городская сберкасса» тогда нашла выход из ситуации, принимая от населения суммы меньше 1,5 млн рублей взамен акций компании. На акционеров МФО законодательные ограничения по сумме вносимых средств не распространяются. ФСФР обязала «Городскую сберкассу» это безобразие прекратить, убрать с сайта данную рекламу и вернуть акции населению обратно. Был разработан соответствующий график, по которому компания до конца года возвращает населению их собственность.

Казалось бы, тему закрыли, но сегодня на сайте «Городской сберкассы» вновь висит объявление о привлечении средств от населения от 10 тыс. рублей. Вот только теперь, перейдя в данный раздел сайта, вы автоматически оказываетесь на странице одноименной компании «Городская сберкасса» (с таким же логотипом, так же оформленной), только уже являющейся кредитным потребительским кооперативом.

Кооперативы, в отличие от МФО, не имеют ограничений по суммам привлекаемых от населения средств. Кроме того, по закону членами кооперативов могут быть юрлица. Таким образом, собранные от населения средства кредитный кооператив может выдать в качестве займа микрофинансовой организации. Так что по сути принцип деятельности «Городской сберкассы» особо не изменился, но теперь ФСФР придраться к «Городской сберкассе» не к чему. Юридически все чисто. И теперь уже группа компаний «Городская сберкасса» представляет собой структуру, по функционалу напоминающую самый обычный банк, который привлекает средства по определенной цене и выдает займы по более высокой ставке. Просто ставки по ее продуктам заметно выше банковских предложений. Вот и спрашивается: зачем создавать законы, которые легко обходить?

С другой стороны, может, и не надо так уж сильно регулировать небанковские организации? Пусть себе живут наряду с банками. Те инвесторы, которые ценят стабильность, отнесут деньги в банк, где они застрахованы. А кто хочет заработать 20—22% годовых, пусть несет их в кооперативы, если не боится. Последние, между прочим, с июля прошлого года должны были стать участниками саморегулируемых организаций (СРО). Остальные — подлежат закрытию. И пока еще блуждающие в поисках правды обиженные пайщики лопнувших кооперативов были клиентами компаний, не переживших вступления в СРО. Из полутора тысяч кооперативов, вошедших в СРО, пока еще ни один с рынка не исчез. Будет ли так всегда — вопрос, конечно, риторический. Главное, чтобы люди понимали разницу между застрахованным в АСВ вкладом и привлекаемыми кооперативами и МФО средствами. Так что хорошо, что АСВ так ревностно следит за конкурентами банков. Но лучше бы, чтобы у каждого из них висело «вклады не застрахованы», как легкие курильщика на сигаретной пачке. Впрочем, любителей эти превентивные меры не останавливают.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.