«Сидим мы, значит, на Майорке в ресторане. Утро, голова болит… Вдруг в ресторан входит девушка, модель. Вернее, сначала мы видим только ее ноги, ноги, бесконечно длинные ноги, потом грудь…. В общем, вся она такая из себя шикарная блондинка. И вот эти ноги идут прямо к нам, и оказывается, что это менеджер консьерж-службы, которая доставила нам лично в руки наличные, которые мы не смогли снять с карты…» — такой восторженный рассказ о новой премиальной карте AmEx я слышала шесть лет назад от одного из топ-менеджеров «Русского Стандарта».

С тех пор много воды утекло… Топ-менеджер, кстати, сменил работу, осталась ли у него та премиальная карта, не знаю. А банк «Русский Стандарт» недавно пополнил свою линейку премиальных карт карточками Diners Club. Карты этой платежной системы выпускались в России и раньше, до тех пор, пока Славянский Банк неожиданно для его клиентов не канул в Лету, оставив неприятный осадок у всех держателей карт Diners и не только. Поэтому в «Русском Стандарте» подчеркивают, что не имеют отношения к прежним картам Diners Club и прежним их проблемам. Впрочем, не все так уж было плохо… Надо сказать, что прежние карты Diners были, пожалуй, действительно клубными, я бы сказала, даже элитными. Многие мои состоятельные знакомые имели такую карточку в бумажнике. Кто-то регулярно пользовался правом посещения залов бизнес-класса в аэропортах. А кто-то с грустью вспоминает, как «Дайнерс клаб» устраивал настоящие клубные вечеринки для VIP-персон, куда приглашались известные сомелье и дегустировались вина. Словом, это был самый настоящий клуб для любителей роскоши и общения…

Я ни в коем случае не хочу сказать, что новые карты Diners Club плохие, нет. «Русский Стандарт» более, чем кто-либо из российских банков, имеет для этого подходящий опыт, и успешный выпуск на эксклюзивных началах карт American Express — прекрасное тому доказательство. Но дело все в масштабах. «Русский Стандарт» работает с другим порядком чисел, выпустить несколько тысяч или даже десятков тысяч карт ему просто неинтересно. А организовать общение миллиона клиентов нереально… Так что будет там и консьерж-сервис, и бизнес-класс, и все остальные атрибуты дорогих карт, а вот «клубности» не будет.

Впрочем, сейчас это уже и не нужно. Дело в том, что мода на премиальные карты прошла. Теперь никого не удивишь ни картой AmEx, ни Diners, ни платиновой картой Master Card или Visa. В условиях, когда премиальных карт выпущено сотни тысяч, о какой избранности может идти речь? Как только продукт становится массовым, он теряет свое право на привилегию.

Вот и вынуждены банки и платежные системы постоянно придумывать все новые суперэлитные продукты, чтобы хоть как-то отделить продукт для VIP-персон от всей остальной массовки. Когда спрашиваешь банкиров: ну чем же, чем ваша новая суперэлитная, сделанная из титана или платины карта отличается от вот этой карты классом ниже, — выясняется, что вроде как и ничем особенным, разве что стоимостью обслуживания и, конечно же, большими скидками в магазинах-партнерах.

А кто-нибудь из вас пользовался хоть раз скидками по банковским картам в магазинах? Я точно помню, что со мной это было лишь однажды, лет пять назад. В торговом центре недалеко от работы открылся новый магазин, где мне сделали 10-процентную скидку по моей золотой карте, там еще тогда прямо возле кассы висело объявление, что по картам такого-то банка делаются скидки. Больше я в этом магазине не была, да и тяжело мне представить ситуацию, чтобы я пошла в магазин только из-за возможной скидки по карте.

Дорогие пластиковые карты потеряли знак избранности. Один мой знакомый владелец банка принципиально пользуется только картой Classic, и он искренне убежден, что золотые карты — это расточительство, не говоря уже про карты более высокого класса. И ему глубоко все равно, какой картой заправлять свой Bentley.

Сегодня мало кому придет в голову козырять дорогим пластиком перед инвестором или партнером. Если вдруг президент крупной компании появится на публике в дешевом потертом костюме или подъедет на старой битой машине, этот «прокол» быстро заметят светские обозреватели. А вот какой карточкой топ-менеджер оплатит весь этот банкет, никого уже не волнует…

Поэтому хоть убейте меня, но я не понимаю, как можно заплатить за какую-нибудь навороченную премиальную карту любой платежной системы 10—15 тыс. рублей, а то и больше. Зачем? В России, по-моему, эти понты уже не работают.