Покупка самых разных вещей в иностранных интернет-магазинах и на зарубежных интернет-аукционах из занятия отдельных столичных гиков на глазах превращается в обыденное явление. Обороты этого рынка быстро растут и уже стали достаточно большими, чтобы у банков возник интерес более пристально присмотреться к происходящему. По данным «КоммерсантЪ-Денег», месячный объем поступлений посылок и пакетов из-за границы (большую часть которого составляют товары из магазинов) уже значительно превышает миллион штук, а общая стоимость таких покупок, по данным Citi, вышла за миллиард долларов в месяц.

Я бы не стал доверять этим цифрам на 100%, так как отделить «коммерческий» трафик от обычного сложно, а показатель денежного оборота и вовсе носит оценочный характер. Тем не менее сравнение различных статистических и оценочных данных (здесь приведены не все) говорит о том, что порядок величин на этом рынке уже именно таков: сотни тысяч россиян (скорее всего, больше миллиона) совершают миллионы покупок в иностранных интернет-магазинах на сотню-другую миллиардов рублей в год. Наверняка, как обычно, на этом рынке действует закон Парето, то есть 20% самых активных покупателей создают 80% трафика, но в любом случае не обращать внимание на само это явление уже невозможно.

Мне, например, сложно понять людей, покупающих брендовую одежду в России по кратно завышенным ценам. Если речь не идет об острой необходимости срочно заменить испорченную вещь, то явно выгоднее потратить некоторое время на поиск хороших предложений в США и заказать товар с доставкой. На одной посылке можно сэкономить как минимум пару сотен долларов, а если подойти к делу серьезно, речь может идти о тысячах долларов в год. Особенно если в семье есть дети.

Вокруг столь большого рынка действует масса различных организаций, обслуживающих посылочный трафик. Это и Почта России с EMS; и посредники, обеспечивающие отправку посылок из-за рубежа (многие магазины не доставляют товары непосредственно в Россию); и сайты, рассказывающие о хитростях процесса; и агрегаторы информации о скидках и акциях в различных магазинах. Естественным образом свою долю от этого рынка отщипывают и банки, так как обычно покупка совершается с помощью банковской карты.

Однако, как ни удивительно, до сих пор ни один банк не сделал серьезную ставку на привлечение «международных» шопоголиков. У отдельных банков есть отдельные программы, рассчитанные на интернет-торговлю «в целом», но даже они по большей части касаются непосредственно финансовых вопросов — скажем, кредитование покупок. Это замечательно (хотя в потребительских кредитах, конечно, ничего замечательного нет), но рынком явно востребован более широкий подход.

Даже небольшой банк вполне в состоянии купить и объединить различные интернет-сервисы, обслуживающие посылочный трафик, и создать на их основе закрытый «канал доступа» к иностранным магазинам для своих клиентов в рамках интернет-обслуживания. Не только сайт с доступом по банковскому логину, но и разного рода рассылки, специализированные акции и, опять же на основе существующих сервисов, посреднические «склады» в США, Европе и Китае, например. Добавим ко всему этому гарантированно принимаемые иностранцами карты, предоставление кредитов, возможность почти полностью удаленной работы со всеми услугами, небольшую консалтинговую и юридическую поддержку для пользователей.

Что взамен получит такой банк? Десятки тысяч продвинутых пользователей с хорошими оборотами по картам, высокие остатки на счетах (многим клиентам будет проще держать тысячу-другую или даже десяток тысяч долларов именно в этом банке, чем переводить в него деньги для каждой покупки с использованием его карты), возможность предложить этой весьма платежеспособной клиентуре дополнительные услуги, как связанные с покупками, так и нет.

Такой проект, как мне представляется, наиболее интересен именно небольшим банкам: они получают доступ к клиентам, способным получать банковские услуги удаленно, то есть фактически возможность развивать клиентскую базу по всей стране без привязки к сети отделений. Этот рынок намного интереснее и выгоднее, чем тот, что можно получить за счет «физических» отделений.

Впрочем, у подобного проекта есть и серьезные риски, в том числе не связанные непосредственно с бизнесом. Растущий объем «частного» импорта со временем может не понравиться властям, традиционно заботящимся об «отечественном производителе» и с настороженностью относящимся ко всему иностранному (кроме личных счетов в швейцарских банках). К тому же «физические» импортеры, зарабатывающие на каждой шмотке 100—200% прибыли, наверняка помогут властям в осознании вредности нового канала поступления вещей в страну. Но это вполне обычные для России «страновые» риски, с которыми предприниматели давно научились сосуществовать.