На прошлой неделе в один день произошло сразу два веселых события: Сбербанк собрал журналистов на одном конце Москвы, чтобы продемонстрировать свое инновационное изобретение — банк-автобус. Подобными передвижными банковскими офисами с банкоматами и терминалами самообслуживания Сбербанк планирует наводнить новую Москву. Опытный образец вышел Сбербанку практически даром — всего 15,3 млн рублей. А на другом конце столицы в Сокольниках перед журналистами выступали дети группы ВТБ. Менеджеры Банка Москвы презентовали общественности свой велопрокат. Раздавая бесплатно в аренду выкрашенные в корпоративные цвета велосипеды, банк надеется привлечь к себе в клиенты подрастающее поколение. Для того чтобы получить «велик», джуниору придется хотя бы из вежливости взять рекламный буклетик Банка Москвы или даже выслушать банковского клерка. Данная маркетинговая инициатива обошлась Банку Москвы в 10 млн рублей.

С точки зрения здравого смысла оба проекта, мягко говоря, не без изъянов. Принести денег на хранение в автобус лично у меня желания нет никакого. Да и клиентом Банка Москвы, пусть и покатавшись на его велосипеде даром, я вряд ли стану. Тем не менее у Сбербанка по крайней мере чувствуется хоть какое-то рациональное зерно — быстро и дешево расширить свою сеть в новой столице. А вот велосипеды…

Впрочем, оба этих события довольно символичные. Мы уже не первый год наблюдаем конкуренцию между двумя госбанками, зачастую граничащую с фарсом. Причем, как правило, нелепо в этом сравнении почему-то выглядит именно ВТБ. Примеров тому масса. Самый красочный, конечно, — это эффективное SPO Сбербанка и провальное «народное» IPO ВТБ. PR-служба Сбербанка, надо отдать ей должное, оттянулось на этой теме по полной. Практически любая грустная для инвесторов новость от ВТБ тут же отыгрывалась оптимистичной новостью для акционеров Сбербанка. Ребята работали четко.

Собрался Сбербанк на рынок POS-кредитования, прикупив долю в Cetelem, как тут же ВТБ решил отправиться туда же. Что, спрашивается, мешало ему заняться POS-кредитованием раньше? Г-н Руденко и г-н Горшков (топ-менеджеры ВТБ 24, которые будут развивать «легкий» банк ВТБ) проработали в ВТБ 24 больше пяти лет. Именно они стояли у истоков POS-кредитования в России, работая в тот момент в «Русском Стандарте».

Покупка Банка Москвы на фоне приобретения Сбербанком турецкого DenizBank также не выдерживает критики…

Впрочем, и у ВТБ бывают победы: арбитражный суд на прошлой неделе подтвердил законность перевода счетов Минобороны из Сбербанка в ВТБ. А это контракт на десятки триллионов рублей. ВТБ получил немалый кусок пирога с барского стола. Только вот многие жители закрытых военных гарнизонов, неожиданно получивших карточки ВТБ 24 взамен привычных сбербанковских, вынуждены были снимать деньги с карты с комиссией. Потому что банкомат на весь гарнизон, разумеется, был один — Сбербанка. Но в глазах ВТБ и Минобороны это, видимо, уже несущественные издержки конкурентной войны.

Или вот поднял Сбербанк ставки по ипотеке в августе, вслед за ним сразу потянулись остальные, а ВТБ 24 гордо сказал, что в ближайшие месяцы изменений не будет. Как отметил один из банкиров-ипотечников, ВТБ 24 всегда так себя ведет. Ставки он обязательно поднимет, но месяца через два-три, чтобы кусок пирога у «Сбера» немного отгрызть. Рекламный ход, понимаешь ли.

Что ж, хорошо, если так. Ведь от разумной конкуренции двух госбанков потребитель теоретически должен только выиграть. Не исключаю, что со временем так и будет. Видимо, всё еще впереди.