Если происходит малейший технический сбой в самолете во время полета, у любого нормального человека начинается паника. Если технический сбой случается в банке, любому нормальному человеку сразу кажется, что его хотят обмануть. В этом нет ничего удивительного: на одни и те же типы событий мы реагируем по-разному, в зависимости от места, где в этот момент находимся. И банки должны учитывать этот психологический феномен в своей работе.

Уже достаточно много лет (по мне, если имеешь добровольные отношения с банком больше двух лет — это уже много) я пользуюсь зарплатной карточкой уважаемой «дочки» благообразного, как борода преуспевающего бюргера, западноевропейского банка. В общем и целом у нас все хорошо. Мы не ссоримся. Но время от времени в наши ровные отношения банк впрыскивает порцию излишнего, на мой взгляд классического хоббита, ненавидящего приключения, адреналина.

На днях провожу традиционную операцию в любимом мною по чисто географическим причинам — удобное расположение на полпути между домом и работой — отделении. Забегаю и хочу снять совсем небольшую сумму в банкомате. Очередь, как всегда, невелика, быстро рассасывается, и я честно вставляют карту. Банкомат зачем-то издает звук кошки, которой вы только что неожиданно наступили на хвост, и одновременно начинает учащенно мигать, как мигает ресницами готовая расплакаться девочка лет семи. На экране высвечивается алармистская надпись: «Ваша карта не обслуживается». Упс!

Услужливый охранник тут же подбегает ко мне и предлагает обратиться к операционисту. Мысль о каком-то обмане или подвохе, размагниченной карте, испорченном банкомате, конечно, уже поселилась в тот момент в моей голове. Но я ведь давно знаю и этот банк, и это отделение. Поэтому мужественно отклоняю предложение охранника, предлагая свой выход: «Давайте я сначала попробую вставить карточку в соседний банкомат».

В бессовестно отвергнувшем мою карточку банкомате в это время раздается приятный шелест купюр: у следующего за мной в очереди проблем не возникло. Значит, версия о неисправности банкомата отпадает. Я же пока жду, когда освободится соседний. Холодеющими руками, будто играю в русскую рулетку с двумя пистолетами, в одном из которых боевой патрон, а в другом холостой, вставляю карточку. Душка-банкомат как ни в чем не бывало отвечает: «Ваш запрос выполняется». Потом так же спокойно и без проблем выдает мне на экран баланс счета и саму реально крошечную сумму денег.

Надо ли объяснять, что оба банкомата были совершенно одинаковы, находились на расстоянии трех-четырех шагов друг от друга и не испытывали недостаток в купюрах. Спрашивается, почему они так по-разному отреагировали на мою карту? Почему заставили меня подозревать банк в тайных скверных намерениях относительно моей скромной законопослушной персоны?

К слову, на сей раз я сохранял остатки спокойствия только потому, что в другом отделении того же банка когда-то столкнулся с еще более нелепой ситуацией. Когда я вставил там свою карточку, банкомат ответил мне оригинальной фразой: «Не удается установить связь с вашим банком». Я хотел было даже возразить вслух: «Нет уж, позвольте, это не удается установить связь с вашим банком, а не с моим. И карточка ваша, а не моя». Но быстро осознал, что передо мной бездумная машина, разговаривать с которой совершенно бессмысленно. Еще примут за сумасшедшего. Даже обычного «белкового» человека бывает очень трудно убедить в собственной правоте, а тут груда железок. Кстати, другой банкомат в том отделении тогда безропотно принял карту и не стал писать всякие глупости.

Поскольку наше представление о мире складывается из мелочей, банкам, по-моему, надо очень внимательно относиться к подобным техническим неполадкам. Когда тебе нужно быстро получить свои деньги, каждая техническая неполадка кажется обманом, диверсией, плевком в твою ранимую душу. Так можно в сердцах и разлюбить банк, с которым находишься долгие годы в ровных отношениях.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции