Решила я недавно сменить свою обычную кредитную карту MasterCard на кобренд iGlobe. Уже почти подписала все бумажки, но в последний момент выяснила, что это Visa. И тут меня начали раздирать сомнения — а вдруг конвертация двойная будет? Платежная система-то американская, карта рублевая, а путешествую я в основном в Европу. Моих сомнений бедная девушка-операционистка развеять не смогла. Да и не подозревала она, по-моему, о таких тонкостях… В общем, от карты я отказалась. Как выяснилось впоследствии, зря: уже несколько лет, как обе платежные системы дают возможность российским банкам осуществлять расчеты и в долларах, и в евро, и большинство банков сертифицированы на расчеты в обеих валютах. Так что проблема двойной конвертации за заграничные покупки в долларах и евро в целом решена.

Однако натолкнуться на подобную неприятность все равно можно. Последним трендом этого года, судя по вопросам банкиров, звучавшим на совместной конференции банка «Уралсиб» и MasterCard с символичным названием «Инновационные карточные решения для эффективного бизнеса», и по разговорам в кулуарах, стали проблемы с рублевыми картами. Сегодня многие западные магазины, авиакомпании стали предлагать российским клиентам делать покупки в рублях. Как правило, клиент, увидев знакомые рубли, с радостью соглашается оплатить своей рублевой картой покупку, дабы не попасть на конвертацию, но в итоге на нее попадает, да еще и не на одну.

Так, клиент одного из маленьких региональных банков покупал билеты для всей семьи на сайте испанской авиакомпании. Сумма получилась внушительная — 115 тыс. рублей. Клиент выбрал оплату в рублях, но с карты списалась сумма более 117 тыс., то есть с разницей в 2%. Клиент, естественно, звонит разъяренный в банк и пытается опротестовать операцию. Банк начинает разбираться в проблеме и выясняет, что клиенту действительно был выставлен счет в рублях. Просто авиакомпания и банк-эквайер установили свой курс для этой операции, так что платежная система видела эту трансакцию уже в евро. Так как карта рублевая, трансакции в евро были снова сконвертированы в рубли.

Раньше, как признаются банкиры, с такой ситуацией никто не сталкивался, теперь подобные инциденты происходят регулярно. Как правило, большинство магазинов предоставляет клиенту выбор, в какой валюте делать покупки. Никто при этом, конечно, разницей курсов клиента не пугает. Но есть и совсем «шедевральные» компании, которые автоматически определяют, из какой страны клиент зашел на их сайт и в какой валюте ему «привычнее» делать покупку. Например, одна моя знакомая купила билеты на сайте авиакомпании Iberia за 40 тыс. рублей, а с карты списалось на 800 рублей больше. Поскольку она уже про эти тонкости с конвертацией знала, то пыталась сама выбрать операцию в евро, но сайт упорно отправлял ее к рублям. Хорошо, что хоть комиссия составила 0,5%, а не 2%. Впрочем, на сайте авиакомпании висит объявление, что операция будет произведена в евро и что «общая сумма, которая будет снята с вашей карты, может отличаться от цены, указанной на билете. Это зависит от колебаний валютных курсов, а также потенциальных банковских сборов».

Чисто теоретически банк — эмитент карты может попытаться помочь компенсировать клиенту полученную разницу. Для этого банку надо опротестовать эти 0,5—2% разницы у банка-эквайера. Но, как признают сами банкиры, шансов добиться возврата средств мало, да и поднимать шумиху ради тысячи рублей банкам неохота. Тем более что клиент все равно судиться с ними ради такой мелочи не пойдет. Однако объяснить разъяренному клиенту, что он отчасти может быть и сам виноват, банкам получается не всегда. Осадок у клиента остается. А поскольку задача журналиста не только вещать, но и просвещать, то надеюсь, что эта статья поможет многим внимательным клиентам не наступить на подобные конвертационные грабли.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции