Каждый день у меня начинается с просмотра рабочей почты. Банков много, а я одна. Пресс-релизы банковских служб, как правило, поражают своей «новизной» и «злободневностью»: банк такой-то открыл кредитную линию на 20 млн рублей ООО «Ромашка». Второй банк запустил новый вклад «Скоро Новый год», третий подключил к системе переводов два отделения на Украине. И такая дребедень целый день… И вот на фоне этого потока злободневной информации, безжалостно направляемого в корзину, новость про открытие группой ВТБ нового банка кажется ничуть не менее важной, чем если бы в России вдруг в президенты выбрали Навального. Одним словом, это круто.

Про «легкий ВТБ» говорили много, но представленный вниманию банк «Лето», на мой взгляд, все равно смог журналистов удивить. И дело даже не в названии и логотипе банка или в том, что на пресс-конференции собралась вся правящая верхушка ВТБ в одном месте одновременно. Дело в другом: на рынке появился совершенно новый формат банка, который, безусловно, определит новый тренд в развитии российского банковского рынка.

Казалось бы, изобрести что-то новое на банковском рынке практически невозможно, но зато можно брать самые передовые технологии, комбинировать, смешивать продукты, упрощать — одним словом, оттачивать детали. Правда, позволить себе такую дерзость может только новый банк. Так в свое время всех удивили «Русский Стандарт» и ХКФ Банк, затем «Тинькофф Кредитные системы» и Связной Банк, а теперь пришел черед Лето Банка.

Банк начал всего лишь с двух продуктов: POS-кредиты и кредиты наличными. Честно говоря, в первых продуктах я особого прорыва не вижу, как не жду и обещанного резкого снижения ставок остальными банками. Кредитовать под покупку товаров банк «Лето» будет под те же 39,9% годовых и под 49,9% на мобильные телефоны. Конечно, это не 69,9%, как предлагают некоторые банки, но и не 20% годовых. Впрочем, дело даже не в этом. Просто основная часть выдаваемых в магазинах кредитов — это все-таки кредиты в рамках акции «10-10-10» или, допустим, «0-0-10». И Лето Банку придется играть по установленным правилам.

А вот поменять форматы в кредитовании наличными «Лету» удастся. По сути, у нас движение рынка определяют успехи отдельных банковских игроков. И здорово, что в сегменте экспресс-кредитования наличными начнутся шевеления. Ноу-хау «Лета» заключается в следующем: кредит будет выдаваться по ставке 39,9% годовых, но, после того как заемщик в течение шести месяцев планово погашает задолженность, ставка снижается до 19,9%. А после погашения кредита заемщику возвращается деньгами и 20-процентная разница за первые полгода. Плюс из интересного: заемщик может по звонку в колл-центр подвинуть дату погашения ссуды на удобную (например, с 15-го на 20-е число месяца), а также уменьшить сумму платежа по кредиту почти вдвое, растянув его во времени. За это удовольствие придется, правда, доплатить еще 5% годовых к ставке. Подобные манипуляции с кредитным счетом также проводятся по звонку в колл-центр, без личного визита в офис. Кроме того, заемщик может погасить кредит досрочно без ограничений, да и сам кредитный договор обещает быть простым, без сносок, звездочек и мелкого шрифта.

Казалось бы, мелочи, но большинству банков такие продукты, к сожалению, недоступны. Для того чтобы построить нечто подобное, надо капитально обновить существующую IT-инфраструктуру. А у нас у подавляющего большинства банков Excel — чуть ли не главная программа. Куда уж там до клиентского сервиса?..

Лето Банк еще удивит нас в ближайшее время своими «легкими» автоматизированными офисами, коих планируется построить за три года аж тысячу штук, и другими новыми продуктами. Но самое главное: гениальным решением во всей этой истории с Лето Банком, на мой взгляд, было то, что его начали строить с нуля, а не перестраивать под него существующие мощности группы ВТБ. В условиях бурного развития технологий зачастую намного эффективнее построить новый завод, чем реконструировать старый. АвтоВАЗ — яркое тому доказательство. Хотелось бы, чтобы остальные госбанки и другие госмонополии взяли это наконец на свое вооружение. Тогда, быть может, у нас появятся новые «легкие», клиентоориентированные банки, например «Газпромвесна» или «Сельскохозяйственная зима». Не все же любят лето…

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции