Недоумение. Именно это чувство возникает при чтении новостей из области государственных финансов. Я могу понять, когда чиновники решают бросить народу подачку в виде какого-то послабления налогового гнета перед «выборами». Я могу понять, когда те же чиновники вскоре после использования народа в личных целях повышают все возможные подати, чтобы хоть как-то сбалансировать потенциальные доходы бюджета с обещанными расходами. Но я теряюсь, когда наши дорогие руководители озвучивают странные планы, не несущие ровно никакой смысловой нагрузки. Зачем они это делают?

Как сообщают СМИ, министр финансов России Антон Силуанов предлагает ввести единообразное налогообложение «процентных доходов по вкладам, акциям и облигациям» при условии, что сумма этих доходов у частного лица в течение года превысит некое значение — «примерно миллион рублей». Фраза довольно мутная, толковать ее можно по-разному, но все-таки давайте попробуем реконструировать смысл сказанного.

Итак, речь идет именно о процентных доходах. То есть, вероятно, прибыль от роста стоимости тех же акций или облигаций под предложение Минфина не подпадает. Получается, что объекты налогообложения — только проценты на банковские депозиты, дивиденды по акциям и купоны по облигациям.

Делаем следующий шаг. Все эти доходы обычно составляют примерно 5—10% годовых от суммы инвестированных средств, а то и меньше. Если выплаты до миллиона рублей не интересны Минфину, то новые налоговые ставки будут относиться к доходам, полученным от инвестирования как минимум 10—20 млн рублей.

И, наконец, третий шаг: по какой ставке будут облагаться процентные доходы на сумму свыше 1 млн рублей? Почему-то по умолчанию предполагается, что это будет стандартная ставка налога на доходы физических лиц, то есть 13%. Однако министр Силуанов такого не говорил. Напомню точную фразу: «Перед финансовыми властями стоит задача выравнивания условий налогообложения для инвесторов». А на каком уровне произойдет это выравнивание — вопрос отдельный.

С процентов по банковским депозитам налоги сейчас почти не берутся. Государство в этом случае изымает только часть, так сказать, сверхприбыли: 35% от дохода, превышающего ставку рефинансирования Центробанка на 5 процентных пунктов (а не процентов, как неправильно пишут в СМИ). На сегодня пороговое значение доходности по депозитам составляет 13,25% годовых, то есть подавляющее большинство вкладчиков налогов не платит. Купонные выплаты по облигациям облагаются обычным НДФЛ в размере 13%. Дивиденды по акциям «стоят» инвесторам лишь 9%.

Какую ставку выберет правительство? Например, 35%, которые сейчас платятся с банковских сверхдоходов. Почему бы и нет? Ведь такой подход вполне соответствует духу следующего высказывания министра: «Механизм выравнивания налогообложения для процентных доходов физических лиц с депозитов и от владения акциями и облигациями может стать своеобразным дополнительным налогом на богатых россиян». Своеобразный дополнительный налог на богатых инвесторов намного логичнее делать в размере 35%, чем 13% или 9%, не правда ли?

И еще один момент. Согласно предложению министерства, фокус внимания налоговиков смещается с размера процента дохода на размер дохода в рублях. То есть если инвестор положил в банк 100 тыс. рублей хоть под 100% годовых, то этот доход не подлежит налогообложению. Зато если он купил акций на 100 млн рублей и получил дивиденды в размере 2%, то придется выложить кругленькую сумму. Причем совершенно не важно, что произошло с ценой акций: даже если она снизилась, расплачиваться придется, ведь налог берется с процентного дохода, а не с роста котировок ценной бумаги.

На мой взгляд, планы Минфина не имеют отношения к реальности. Крупные банковские вклады составляют очень небольшую долю от общей суммы депозитов — порядка единиц процентов или нескольких сотен миллиардов рублей. Доход по ним явно не очень большой — пусть будет, скажем, 8%. Это десятки миллиардов рублей. Даже если треть от этой суммы забирать в бюджет, всего получится (в более привычных величинах) порядка миллиарда долларов или даже меньше. В масштабах России — мелочь. К тому же очевидно, что богачам не понравится новый налог и они найдут способ вывести из-под его действия большую часть своих капиталов. Фактически выигрыш от налоговой инициативы Минфина в приложении к банковским вкладам составит в лучшем случае несколько миллиардов рублей, которые государство могло бы при желании получить, например, за счет небольшого повышения дивидендных выплат принадлежащих ему бизнесов.

Что касается сверхналога на дивиденды и купонные выплаты, то и в этом случае рассчитывать на резкий рост доходов бюджета не приходится. Акции и облигации крупных инвесторов давно упакованы в ПИФы или, что еще более вероятно, в трасты на приятных с погодной и налоговой точек зрения островах. А налог, напомню, г-н Силуанов собирается брать именно с физических лиц. Хочется верить, что Антон Германович лично знаком хотя бы с парой таких лиц и сможет их убедить не прятать нажитые нелегким трудом акции в разного рода фонды и трасты.

В общем, как и было сказано, предложение Минфина можно воспринимать лишь с одним чувством — чувством глубокого недоумения. Впрочем, это чувство по отношению к российским властям возникает столь часто, что пора бы уже и привыкнуть.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции