Влияние конца света на мировую экономику изучено недостаточно. Что вполне объяснимо: поскольку свет еще ни разу не кончался, экономисты могут лишь строить более-менее адекватные математические модели.
Вот на днях я встретил в магазине сотрудника Института экономики РАН. Он как раз строил такую модель. Модель уже едва помещалась в тележке. Осматривая причудливый набор из предметов первой необходимости и элементов сладкой жизни, я думал о том, какой мощный импульс получает розничная торговля в результате того факта, что тысячу лет назад
Над этим можно иронизировать сколько угодно, но экономика в самом деле движется (или тормозится) не только счетными и логичными вещами, но и всевозможными случайностями. Скажем, если бы Япония удержала за собой обширные территории на Дальнем Востоке, с высокой долей вероятности японцы получились бы расслабленными, вялыми. Они бы эксплуатировали природную ренту и деградировали на глазах. Столь же вероятно, что русские, кабы не построили империю, а остались бы разъединенными по княжествам, вышли бы злыми и активными. Что благотворно сказалось бы на росте ВВП и внедрении современных технологий. Технологии, как женщины, любят злых и активных.
Но я отвлекся. Если бы майя в самом деле могли бы предсказать конец света, им стоило бы поставить памятник. На Уолл-стрит, рядом с быком. Мировая финансовая система напоминает неудачную затянувшуюся вечеринку. Гости изрядно набрались и принялись собачиться. Хозяин вечеринки пытается мирить, но его никто не слушает.
Так режим Сталина от внутреннего краха спас внешний враг. В самом деле, хорошо бы было. Фискальный разрыв. Обама не спит. Брокеры на Уолл-стрит занесли пальцы над самыми алярмистскими кнопками клавиатуры. И тут в офис вбегает чувак: мужики, конец света! И какой теперь фискальный разрыв? Какой дефицит платежного баланса? Нация в одном порыве. Народ и партия едины. Обама на экране телевизора строг и скорбен в ритм момента. Мобилизационная экономика — то, что нужно, если экономики как таковой уже нет. И уже после всего, когда на земле останутся всего два финансиста, они возьмутся за руки (да-да, это будут разнополые финансисты, а не то, что вы подумали), выйдут на пустынный берег океана и, глядя вдаль:
— Ну вот, теперь мы все начнем сначала. С азов, со скамьи ростовщика. А уж когда снова мир увязнет в очередном кризисе… мы с тобой до этого не доживем!
А разве не так в свое время зарождались войны? Перенаселенность и экономический спад в античной Греции были преодолены войной с персами. Наполеон предпочел переодеть нищих крестьян солдатами, лишь бы не думать об их нищете. Первая мировая казалась способом отвлечь народы от классовой борьбы, в конечном счете — отсрочить вопрос о реформировании капиталистической системы. И это, кстати, сработало! В результате одновременно стали осуществляться два эксперимента, с госкапитализмом в России и с социально-ориентированным капитализмом на Западе.
Вот только не будет конца света. Как верно заметил президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, конец света наступит через несколько миллиардов лет и будет связан с исчерпанием ядерного топлива в недрах солнца. Он, правда, не совсем так сказал, но это имел в виду. И, заметим, вырождение хомо сапиенс как биологического вида наступит все-таки раньше. Но то и другое — не скоро, в чем президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, безусловно, прав.
Но вот что я предлагаю. Мировому экономическому сообществу нужно выработать особую технологию, которую я мог бы назвать технологией конца света. Она заключается в том, что конец устраивается искусственно. Мировое правительство, которое, если верить газете «Ведомости», раз в два месяца пьет коньяк, курит сигары и
Но чу, шум в зале! Что говорите? Мирового правительства тоже нет? Наврали источники в дворницкой? Пичалька. И как работать с этими людьми? Придется активизировать поиск инопланетных граждан негуманоидного типа. Правда, на иных планетах давно победил социализм, как сообщает сайт Коммунистов Петербурга и Ленинградской области. Тоже облом..
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции