По данным свежего — с пылу, с жару — январского опроса ВЦИОМ, две трети россиян (67%) вообще не имеют никаких накоплений. Эта цифра практически неизменна в последние годы. Тем не менее даже у этих двух третей формально некоторые сбережения есть. Те, что хранятся в двух всероссийских государственных кубышках — Резервном фонде и Фонде национального благосостояния (ФНБ). Они ведь, по идее, принадлежат не только государству, но и всем без исключения российским гражданам. Ради них и будущих поколений их и копили, по примеру Норвегии и совету давно уже бывшего экономического советника президента Андрея Илларионова. Как раз у этих формально всенародных сбережений вскоре должен появиться особый управляющий. Такой «домашний банкир» России — Росфинагентство.

Собственно, оно должно было начать работу в январе 2013 года. Но пока история «подвисла». Может показаться, что депутаты, которые со скоростью света штампуют законы (один свирепее и нелепее другого: от ужесточения порядка регистрации до запрета на усыновление американцами наших детей-сирот, за что Госдума нынешнего созыва уже получила в народе прозвище «бешеный принтер»), на сей раз вдруг решили прочитать, что же написано в законопроекте. И отказались выносить его на рассмотрение на пленарном заседании. Пользователи портала Банки.ру достаточно продвинуты, чтобы понимать: сами по себе наши смелые и решительные народные избранники никакие законы в России никогда не тормозят. На тормоза у нас обычно нажимают в разных отсеках машины исполнительной власти.

Закон вносило правительство, еще в сентябре прошлого года. Причем не само его придумало. Президент лично сказал, что 100 млрд рублей из Фонда национального благосостояния будет вложено в инфраструктурные проекты, а инвестировать эти деньги станет как раз Росфинагентство.

В законопроекте написано, что создается такое вот Росфинагентство. Написано, для чего именно: управлять средствами национальных резервных фондов и государственными облигациями по соглашению с Министерством финансов России. Написано, что оно будет существовать в форме ОАО. Не написано только, какова будет доля государства в этом самом агентстве. И вообще нет никакой информации относительно структуры собственности будущего «домашнего банкира» России.

При этом складывается ощущение, что сам Минфин, который должен заключать соглашение с Росфинагентством, как-то не очень сильно заинтересован в его создании. По крайней мере навестивший на днях стены Госдумы заместитель министра Сергей Сторчак объяснял депутатам, что когда-то, в далеком будущем Росфинагентство, конечно, должно управлять средствами Резервного фонда и ФНБ, а также государственными облигациями. Что, возможно, под управление попадут и пенсионные накопления — то есть уже прямо наши кровные денежки. Но процесс этот долгий и неясный.

Помимо 100 млрд рублей на инфраструктурные проекты, будущему агентству, по словам Сторчака, собираются доверить еще порядка 170 млрд рублей. Минфин предполагает, что эти деньги могут вкладываться в облигации других государств и международных финансовых организаций, размещаться на депозитах в зарубежных и российских банках, а также в ЦБ. Росфинагентство должно получить еще и право выходить на фондовый рынок. Но процесс скупки акций будет «очень осторожным», предупредил Сторчак.

Верный соратник экс-министра Алексея Кудрина, по-моему, должен хорошо понимать все угрозы создания некоего ОАО с такими лакомыми полномочиями и таким неясным механизмом контроля. Так что еще более осторожным, чем процесс скупки акций Росфинагентством, похоже, будет процесс «скупки» самого Росфинагентства. Заманчивое это дело — порулить деньгами из государственной кубышки. Желающих найдется много.

Так что погорячился я. Нет сбережений в виде ФНБ и Резервного фонда у двух третей россиян, не имеющих собственных накоплений. И у трети имеющих свои накопления — тоже нет. «Домашний банкир» России если и появится, то наверняка не станет «домашним банкиром» россиян.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции