Как монополизировать рынок? Можно устранить конкурентов физически. Но это противозаконно. Можно радикально улучшить качество товара. Можно, наконец, демпинговать. Но все это дорого и хлопотливо. Оказывается, существует невероятно более простой и дешевый способ: зарегистрировать в качестве товарного знака наименование самого товара. И конкуренты стройными рядами покинут рынок этого товара. Или начнут платить дань победителю. А куда им деться? Вот так, дешево и сердито. И рынок от конкурентов зачищен, и никакого криминала.

Вы скажете — бред, ничего подобного не может быть даже в столь цивилизованной стране, как Россия. И ошибетесь: еще как может.

Банк «Русский Стандарт» зарегистрировал 21 июля 2011 года в Роспатенте товарный знак «Подарочная карта». Тем самым подготовлен плацдарм для захвата банковского рынка подарочных карт. Но к решительным действиям банк перешел только 22 января 2013 года. Именно тогда он направил РНКО «Платежный центр» (бренд «Золотая корона») претензию с требованием прекратить использование товарного знака «Подарочная карта».

На рынке подарочных карт работают такие гиганты, как Сбербанк, ЮниКредит Банк, Альфа-Банк, Промсвязьбанк и др. Почему же «Русский Стандарт» поднял руку на РНКО? Вероятно, из-за конфликта с этой организацией: торгово-развлекательные комплексы «Мега» и «Афимолл» предпочли развивать свои проекты подарочных карт с РНКО, а не с «Русским Стандартом».

Организации, которые работают на рынке подарочных карт, по требованию «Русского Стандарта» будут вынуждены покинуть этот рынок, если не отстоят свои права в Палате по патентным спорам Роспатента или в Арбитражном суде. Или выплачивать роялти правообладателю-победителю.

Впрочем, подарочными картами аппетиты банка не ограничились. В частности, в апреле прошлого года в СМИ появилась информация о том, что «Русский Стандарт» подал заявку на слово «проездной». Также банк подал заявку и на товарный знак «Like!». Интересно, знает ли об этом Марк Цукерберг?

На рынке кредитных карт «Русский Стандарт» утратил лидерство, уступив Сбербанку в 2012 году, на рынке кредитования в торговых сетях — «Хоум Кредиту» в 2009-м, а теперь пытается отыграться на более скромном рынке подарочных карт.

Аналогичная практика именуется брендсквоттингом (brand squatting). Среди последних примеров — подача заявок на регистрацию в Роспатенте товарных знаков Valio, President, «Веселый молочник», «Домик в деревне», «Савушкин продукт» некоей фирмой «Интеллектуальная собственность — БесПроблем». Эти заявки фирма выставила на аукцион. Однако вся эта деятельность кажется детской шалостью по сравнению с изобретением «Русского Стандарта».

Параграф 2 статьи 34 Конституции РФ гласит: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Однако ФАС, обязанностью которой является защита конкуренции, загадочно безмолвствует.

У «Русского Стандарта» уже был случай в 2007 году, когда его практически честная и законная деятельность вызвала претензии Генпрокуратуры. Владелец банка Рустам Тарико был приглашен в Генпрокуратуру, и банк немедленно отменил комиссии по своим замечательным потребительским кредитам.

Будем надеяться, что нового визита в Генпрокуратуру не понадобится и предоставление банку «Русский Стандарт» правовой охраны товарного знака «Подарочная карта» будет признано недействительным.

Это как раз тот случай, когда вопросом этичности подобной деятельности могли бы заинтересоваться банковские ассоциации. Все-таки банковский рынок немного отличается от рынка винно-водочной продукции, репутация у банкиров стоит дорого…

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции