Довольно рассуждать о высоких материях. Ни слова о кипрском кризисе, о стремительном погружении российской экономики в новую рецессию без глобальных внешних потрясений, а исключительно из-за ситуации внутри страны, о новом скандале вокруг пенсионной реформы. Поговорим о низком. Об интимных отношениях обычного обладателя обычной банковской карты с банком и банкоматом. Эти отношения иногда опасны для здоровья людей. Но, по-моему, есть простые способы сберечь наше здоровье.

Две истории из жизни. Первая случилась лично со мной. За подлинность второй я вам тоже ручаюсь — уж поверьте на слово.

Итак, история номер один. Прихожу после работы в любимое, можно сказать, «намоленное» отделение вполне приличной и солидной кредитной организации. Задача простейшая: снять совсем небольшие деньги с давно используемой, но все-таки еще очень далекой от истечения срока действия банковской карты. Само отделение уже закрыто, работают только банкоматы. Их два. Вставляю карту в один банкомат. Он ее тут же выплевывает с мерзким писком и страшной надписью на экране: «Ваша карта не обслуживается».

У меня уже был случай, когда банкомат в этом офисе отвергал мою карточку с менее суровой, но зато более загадочной надписью: «Не удается установить связь с вашим банком». Хотя дело происходило в отделении того банка, который и выпускал эту карту. То есть банку не удавалось установить связь с самим собой. Причем банкомат напротив, расположенный в двух шагах (это не метафора — банкомат находится в том же помещении именно в двух обычных человеческих шагах от своего собрата), тогда прекрасно карту принял.

Поэтому и сейчас с надеждой вставил пластик во второй банкомат. Тот же писк, тот же плевок картой в руки и в душу. Та же зловещая надпись на экране: «Ваша карта не обслуживается». Тут же прошибает холодный пот. Память прокручивает варианты. Мошенники? На днях, как назло, приходила стандартная жульническая СМС о том, что «ваша карта заблокирована» — без указания, какого именно банка. Может, правда? Или размагнитилась?

Отделение закрыто — поздний вечер. Дозвониться по указанному на карте телефону не удается — все время короткие гудки. Спустя пару часов все-таки получаю первую хорошую новость в телефонном разговоре с безукоризненно вежливой и обходительной барышней из банка: «все о`кей, ваша карта активна». Час от часу не легче: если активна, почему не обслуживается?

Остается проверка версии о техническом сбое в банке. На следующий день она с блеском подтверждается: в том же самом отделении тот же самый банкомат безропотно принимает карту и выдает небольшую искомую сумму наличности. Но, черт побери, почему бы вчера банкомат не написал по-человечески: «Ваша карта ВРЕМЕННО не обслуживается»? Или: «Извините, технический сбой»? Нельзя его запрограммировать на такие надписи? А если можно, почему бы это не сделать: человеческие нервы не казенные, а бездушной железной машине все равно.

История номер два. Утро дня зарплаты. Радостное предвкушение. Карта новая. Использовалась буквально один раз. Вдруг ее обладателя охватывает священный ужас — где бумажка с ПИН-кодом? Наизусть-то заветные цифры еще не выучены. Весь дом перерыт вверх дном. Найден файл со всеми документами по самой карте. Со всеми, кроме самого ПИНа, хотя конверт уже оборван. В этом банке поменять ПИН-код ни при каких условиях нельзя. А значит, за забывчивость придется испытать все прелести перевыпуска карты…

Но вот в голове обладателя карты начинает всплывать комбинация цифр. Один раз же карту активировали. И цифры вроде похожи на правду. Остается попробовать все комбинации из этих цифр наудачу. И, о чудо, первая же комбинация в итоге срабатывает. Теперь этот ПИН-код вечно будет жить в памяти всей семьи.

Вроде хеппи-энд. Но почему бы во всех банках, а не только в некоторых, не дать возможность людям, разумеется, при визите в отделение и предъявлении документа, удостоверяющего личность, поменять ПИН-код карты? Под личную ответственность клиента. Если же он боится мошенников — пусть пишет заявление и перевыпускает.

Мораль двух этих историй очень проста. Деньги, увы, играют такую роль в нашей жизни, что очень часто способны довести нас до стресса. Общение с банками для многих людей почти всегда маленький стресс. И если у банков есть возможность сделать это общение не только результативным, но и не слишком нервным, грех не воспользоваться такой возможностью.

По крайне мере двух этих счастливо преодоленных кошмаров с картами точно можно было бы избежать. А то и так проблем в жизни много: кипрский кризис, стремительное погружение российской экономики в рецессию, уверенность, что нормальной пенсии не видать. Но мы же договорились — о высоких материях ни слова…

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции