Действующая редакция закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», по существу, блокирует работу госбанков, в первую очередь на рынке МБК.

В 2011 году был принят закон 223-ФЗ «О закупках товаров…», призванный бороться с откатами, в первую очередь на предприятиях нефтегазовой отрасли, контролируемых государством. В соответствии с этим законом госкорпорации должны покупать товары и услуги на тендерах — конкурсах и аукционах. Предполагалось, что прозрачная рыночная процедура затруднит откаты. Но не тут-то было: попытка пришить «невидимую руку рынка» к левиафану оказалась неудачной. Хотя невидимая рука и прижилась, но поменяла ориентацию и стала воровать государственные деньги столь же проворно, как и вполне видимые шаловливые ручонки чиновников. Так, откаты по тендерам на поставку металлопроката составляют 5—10%.

Не исправив ситуацию с откатами, новый закон затруднил жизнь банкам, контролируемым государством. Дело в том, что в последний момент перед принятием закона в сферу его действия были включены финансовые организации, в том числе и банки, но без учета их специфики. Под удар попали, например, операции по привлечению и размещению денежных средств. Если следовать букве закона, то госбанкиры должны, например, привлекать межбанковские кредиты на конкурсах и аукционах. Понятно, что подобная глупость просто выведет из строя госбанки, ведь банку ликвидность часто нужна немедленно, тогда как тендерные процедуры тянутся не один день. Основными «бенефициарами» такого законотворчества являются ВТБ и Россельхозбанк, контрольные пакеты которых принадлежат государству в лице Росимущества. На ВЭБ эта норма не распространяется, так как он действует на основании собственного закона. Не распространяется она и на Сбербанк, потому что его контрольный пакет принадлежит ЦБ РФ.

Чтобы заткнуть брешь в законе, правительство внесло в Думу законопроект с поправками к 223-ФЗ. Госдума РФ сегодня приняла в первом чтении этот законопроект, предусматривающий прямое исключение межбанковских и лизинговых операций, осуществляемых кредитными организациями. Второе чтение состоится в конце мая или в июне.

Однако предлагаемые поправки решают проблему лишь частично — ведь под межбанковскими подразумеваются только кредиты, предоставленные банками банкам, а под банками в российском правовом поле подразумеваются только те кредитные организации, которые имеют банковскую лицензию ЦБ РФ. Например, банки-нерезиденты не относятся к этой категории. Кроме того, вносимые поправки не позволяют предоставлять кредиты в режиме онлайн техническим компаниям.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции