Такое ощущение, что введение в России длительных праздников специально пролоббировали ретейлеры. Стоит остаться в Москве в такие дни, как тут же тянет на шопинг. Причем тянет и от нечего делать (день на пятый), и от того, что доехать до любого молла в такие дни очень приятно, ведь дороги пустые. И начинается все примерно одинаково: ну что, может, заедем по дороге? Посмотрим просто…Прошлые новогодние каникулы в Москве неожиданным образом обернулись для семейного бюджета новым автомобилем. Прошедшие майские праздники чуть было не привели к покупке еще одного. Помешали новому приобретению только жадность дилеров, автопроизводителей и банков.

Забавная все-таки ситуация сложилась сегодня на рынке. Ставки по автокредитам в среднем так 14—16% годовых. Для сравнения: в том году автокредит брался под 11%. Особо заманчивых предложений от производителей или дилеров нет. Если только речь не идет об автомобиле прошлого года или каком-нибудь «корейце». Там тебе всегда рады и сами предложат скидку или всучат какой-нибудь девайс в подарок.

В общем, выбирать-то особо не из чего. Реклама Mercedes: «С-класс в кредит на три года с платежом 22 тыс. рублей в месяц» тоже себя не оправдала. Как оказалось, взять такой кредит можно, и даже не с 50-процентным взносом, а с привычным 30-процентным. Вот только кредит этот оказался с так называемым остаточным платежом. В последний месяц погашения вносишь указанные 22 тыс. рублей плюс недостающие 40% стоимости авто. А если вдруг параллельно с погашением кредита за три года вы полмиллиона не накопите, тогда можно эту машинку по trade-in сдать и взять в кредит новую. Кстати, подобным сервисом можно воспользоваться при покупке и BMW, и Toyota. Схема-то теоретически хорошая и в Америке, например, довольно популярная, но не для нас. В России при таких ставках автомобиль из удобного средства передвижения на глазах превращается в предмет роскоши. Нескончаемая кредитная кабала под столь неприличные проценты — занятие не для слабонервных.

Высокие цены на автомобили в сочетании с высокими ставками на фоне падения продаж новых авто — не кажется ли вам, что картина вырисовывается странная?..

Недавно вышел у меня забавный разговор по душам с главой одного из крупнейших российских автодилеров. Тот долго жаловался на падение маржи с продаж новых иномарок. При этом на мой аргумент, что во всем мире дилеры на продаже новых авто, в общем-то, уже и не зарабатывают, вызвал у него бурю негодования: «Да, не зарабатывают! Так ведь они сколько лет существуют, и времена, когда они жили с хорошей маржой, у них длились несколько десятилетий. За это время все успели жира поднакопить. А мы что? Мы же только развернулись, и уже все?!»

У автопроизводителей, видимо, тоже немало аргументов в пользу высоких цен в России. А про банки и говорить не приходится. Тем всегда мало. В общем, аппетиты у наших бизнесменов и банкиров не уменьшаются, хотя пора бы.

Решить эту проблему непросто. При этом все, конечно же, надеются на царя-батюшку. И он уже тут как тут, готов порадеть автопрому. Незадолго до майских праздников Медведев пообещал в случае необходимости вернуть программу субсидирования кредитных ставок по автокредитам. Премьер дал поручение министрам разобраться в ситуации и оценить необходимость данного шага. И ведь обоснуют же!…

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции