На прошлой неделе Петр Авен объявил о начале крупной благотворительной акции: «Альфа-Групп» перечислит фонду «Линия жизни» 100 млн долларов. Средства пойдут на лечение детей с эндокринологическими заболеваниями: диабет, карликовость и др. Это одно из крупнейших пожертвований в России.

Конечно, эти суммы далеки от тех, что жертвуют иностранные миллиардеры. Билл Гейтс, например, направил на благотворительные нужды уже около 40 млрд долларов, но все равно это крутой поступок, заслуживающий уважения. И не только потому, что это помощь детям, — это смелое решение. Ведь подобными щедрыми подарками в нашей непредсказуемой стране можно ненароком привлечь к себе ненужное внимание или ментов, или налоговиков, или правительства… Хотя, конечно, вряд ли это проблема для «Альфы».

Некоторые банки сегодня тоже поддерживают благотворительные проекты. Кто-то берет шефство над детдомом, кто-то оказывает адресную помощь отдельным больным. Но обо всех этих начинаниях, путь и не таких крупных, как у «Альфы», в основном не распространяются. А это неправильно. Нам не хватает сформированной культуры благотворительности. Крупные пожертвования должны стать нормой. Этим нужно гордиться. Это не только рождает здоровые настроения в нашем больном обществе, но и повышает имидж страны — в глазах тех же иностранных инвесторов.

Благотворительность нужно пропагандировать и среди простого народа. И банки, аккумулирующие у себя огромные суммы на вкладах, могли бы помочь в этом начинании. Почему-то приходит на ум аналогия с «Макдоналдсом»: там тебе всегда предложат в дополнение к заказу либо пирожок, либо соус… Так же и банки могли бы всем своим клиентам ненавязчиво предлагать перечислять в благотворительный фонд или на счет конкретного больного ребенка те же 100 рублей. Пусть даже банк взял бы с этого перевода комиссию, но человек был бы очень рад помочь. Безусловно, тот, кто хочет помочь, найдет способ, но очень много и тех, кто и рад бы оказать помощь, да не имеет на это физически времени или вообще об этом не задумывается — просто как-то не до того.

Еще лет пять назад в стране остро чувствовалась нехватка прозрачных благотворительных фондов. Помню, как один из менеджеров «А-клуба» (private banking Альфа-Банка) жаловался на то, что клиенты хотят, но боятся перечислять средства. Сегодня, слава богу, появилось много крупных фондов, отчитывающихся за каждую копейку. Это и «Русфонд», и «Линия жизни», и «Подари жизнь», и др. Но агитпомощь банков была бы очень полезна. Потому что людей надо именно приучить участвовать в благотворительности. Чтобы это было само собой разумеющееся правило любого семейного бюджета. Тогда, я убеждена, у людей повысится самоуважение и уверенность в себе.

Интересную идею в свое время озвучивал Рубен Варданян, мечтающий выстроить в России особую индустрию благотворительности для среднего класса. Когда люди смогут перечислять с зарплаты, например, по 1 000 рублей в управление фонда, который будет направлять на благотворительные цели полученный от управления деньгами доход. И человек, если ему не понравятся результаты, сможет забрать свои средства и направить их в другой фонд. По оценкам Варданяна, подобные фонды смогут аккумулировать порядка 5—10 млрд долларов. Дай бог, чтобы и эти планы реализовались, конечно.

Тем более что заинтересованы в них должны быть сами банки и управляющие компании. На прошлой неделе, например, был наконец осужден строитель финансовой пирамиды Global Gaming Expo Алексей Калиниченко, обвиняемый в хищении у вкладчиков около 1 млрд рублей. Но! Судья скостила мошеннику срок, и знаете за что? За его активную благотворительность. Так что, господа банкиры, учитывая последнюю активность органов МВД, не пора ли вам стать публичными благотворителями и меценатами? И для общества полезно, и для собственной кармы, и для вас лично, на всякий случай…

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции