Все-таки забавная вещь рыночная экономика — один придумал что-нибудь оригинальное, и тут же следом инициативу подхватывают остальные. Всем, конечно же, хочется попасть в число первых, самых успешных. На практике именно они срывают (если направление выбрано верно) самый большой куш. Чем позже выходит на рынок компания, тем меньше ей достается. Но бывают в этой последовательности и свои исключения.

Рынок микрофинансирования частных лиц в России существует в общей сложности пять лет. Первооткрывателем был Евгений Бернштам с его «Домашними деньгами». Эпатажная реклама в виде бумажных тысячных купюр, которую находили москвичи в своих почтовых ящиках, приходящие на дом персональные менеджеры — по сути кредитные инспекторы, высокие процентные ставки — все это наделало в свое время много шума в СМИ.

Вслед за «Домашними деньгами» МФО стали вырастать одна за другой как грибы. К рынку стали приглядываться и банки, и фонды прямых инвестиций, и просто частные предприниматели. Одним словом, тема МФО резко стала модной. Но, как и в случае с банковской розницей, далеко не все ожидания инвесторов оправдались. Многие так и не окупили свои затраты. Возможно, и не без помощи кризиса с российского рынка ушла «Провидент» (одна из крупнейших международных микрофинансовых компаний).

По большому счету на рынке МФО сегодня сложилась ситуация, очень похожая на ту, что наблюдается в интернет-индустрии. Когда порог входа на рынок сравнительно невелик, технология вроде бы понятна, закладываемые большие проценты по займам вроде бы сулят неплохие доходы. Но на практике все оказывается не так уж просто: подводные камни в виде высокого процента невозвратов, значительных затрат на рекламу и персонал, возрастающая конкуренция заставляют компании изворачиваться и искать свои ноу-хау. Кто-то стал концентрироваться на интернет-аудитории, кто-то расставляет чудо-терминалы и т. д.

Но, видимо, один из новых успешных рецептов не за горами. Постепенно на рынке стали появляться компании, для которых микрофинансирование стало сопутствующим бизнесом, а не основным. То есть те, у кого уже есть бесплатная база потенциальных заемщиков и которым сам бог велел бы ее поэксплуатировать в непрофильных целях.

Например, микрофинансированием занялись коллекторы. Пожалуй, они лучше, чем кто-либо, знают, кто из клиентов, попавших в черные списки банков, платить по кредитам сможет. Так, если верить слухам, акционерами «РусДолга» была создана МФО «Семейные деньги», которая искала потенциальных заемщиков и среди тех клиентов, кто долги все же возвращал. Не все ведь плохие! Не знаю, насколько успешным получился проект, но не удивлюсь, если в ближайшие год-два некоторые коллекторские конторы расширят привычное поле деятельности.

И если в случае с коллекторами еще возникают вопросы объемов рынка, то в случае с ретейлерами ситуация выглядит в совершенно ином свете. В Новосибирске, например, есть компания «Обувь России» (входит в пятерку крупнейших обувных ретейлеров РФ). В кризис, когда рынок встал, менеджеры рискнули начать продавать обувь в рассрочку (впрочем, если быть честными, то это не совсем рассрочка, ибо в итоге ботинки на 7% подорожают за счет комиссии за выдачу). К удивлению многих, это сработало. Народ стал активно приобретать ботинки в рассрочку на 3—5 месяцев, сумма чека выросла, продажи пошли. В итоге сегодня почти половина оборотных средств компании приходится на продажу товаров в рассрочку. А это, между прочим, 1,6 млрд рублей.

В общем, акционеры «Обуви России» увлеклись теорией популярных финансов и, логично, решились на микрофинансы. Займы на потребительские нужды до 20 тыс. рублей выдаются прямо в обувных магазинах клиентам, которые хотя бы раз успешно расплатились за ботинки в рассрочку. Как уверяет менеджмент компании, такая модель обеспечивает им крайне низкую просрочку. На долю практически невозвратных долгов (так называемые 90 плюс) приходится всего примерно 7% всех займов. Для большинства МФО цифры нереальные. Тихой сапой за девять месяцев «Обувь России» выдала микрозаймов почти на миллиард рублей.

Не исключено, что в ближайшие два года мы увидим еще несколько необычных подходов на рынке микрофинансов. И мне даже как-то искренне жаль, что на подобный креатив у инвесторов и предпринимателей остается не так много времени. Ведь, когда за регулирование рынка возьмется ЦБ в лице мегарегулятора, подобные инициативы быстро сойдут на нет. Творческого подхода там не ценят.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции