Недавно был у меня девичник. Собрала я подружек на даче, проставилась как положено. Погуляли, подышали свежим воздухом, пообедали и расселись в креслица на терраске, стали разговоры разговаривать. О детях-мужьях-машинах-литературных новинках закончили довольно быстро, разговор зашел о банковских сервисах. Это, наверное, из уважения ко мне как к хозяйке. Дрессировала бы тигров, говорили бы со мной о тиграх. Или о специфике их дрессировки. Я вообще раньше терялась и старалась провалиться или испариться, когда кто-нибудь начинал свое обращение ко мне словами: «Ну вот ты же, Маша, в банке работаешь, так скажи мне по секрету…». Дальше каждый банковский работник сам знает, какие секреты хочет услышать от нас остальная часть населения. Так вот, поболтав по душам о своем, о банковском, решила я и вам рассказать, что мне тогда резюмировалось.

Больше всего в карточном сервисе нам нравится SMS-информирование. Расплачиваться карточкой все давно привыкли, активно дружим с банкоматами всех пород, очень уважаем простейший интернет-банкинг (квартплату внести или на мобильник денег кинуть, не выходя из офиса или из дома). Но лично я как гуманитарий и «творческая единица» не всегда способна уследить за тем, сколько потратила. И всегда очень волнуюсь о несанкционированном списании со счета. Поэтому SMS-информирование стараюсь подключить ко всем своим карточкам. И вот мои наблюдения. Сразу оговорюсь, что я не ВЦИОМ и не РОМИР, поэтому подошла к вопросу утилитарно: что было под рукой или в сумочке, то и описываю. А что вы думаете, среднестатистический потребитель банковских услуг поступает как-то по-другому?

Начнем со стоимости услуги. Дороже всего SMS-информирование — 60 рублей в месяц — обходится по моей любимой социальной карте москвича (выпускается Банком Москвы на базе Visa Electron). Правда, сам факт того, что эту услугу можно подключить к социальной карточке, почему-то держится в строгом секрете. По телефону «горячей линии» этого проекта меня и подосланных мною лиц пенсионного возраста горячо уверяли: такую услугу к этой карте подключить невозможно. И только дозвонившись непосредственно в Банк Москвы, мы узнали, как это сделать и сколько это стоит. Знакомым пенсионерам идея об SMS-информировании понравилась, а мое подозрение, что социальной карте москвича присущи все достоинства и недостатки Visa Electron, оправдалось.

Самой сложной оказалась процедура подключения SMS-услуги к зарплатной карте «Уралсиба». Надо приехать в отделение, заполнить документы, потом еще раз приехать, получить флэшку (это пока не очень трудно все), а потом проявить недюжинную смекалку и упорство, чтобы разобраться, как все это работает. Вы вставляете флэшку в USB-порт, и тут начинается экшн. У вас нет «всплывающих окон» (вот, оказывается, зачем они нужны), у вас не тот браузер (или броузер?)… Короче, очень много условий для того, чтобы получить доступ к информации. А если учесть, что в некоторых офисах из соображений безопасности USB-порты заблокированы, то банальная услуга оплаты мобильника через интернет становится недоступной. А потерять как страшно эту маленькую носительницу финансовых тайн!

Впрочем, многие утверждают, что когда разберешься со всем этим флеш-интернет-банкингом, то становится даже приятно. Эдакое упражнение на знание компьютерных технологий. Но мне так и не удалось насладиться в полной мере демонстрацией всех возможностей чудо-прибора: у меня Macintosh, а на нем эта штучка не работает. Мы даже сделали запрос в его службу поддержки — действительно, не работает, не предназначено. Можно ли сделать вывод, например, что сервисы «Уралсиба» не рассчитаны на пользователей продукции Apple? Нельзя, потому что сервисы «Уралсиба» вообще не рассчитаны на гуманитариев и «компьютерных наездников», то есть тех, кто использует однажды настроенный компьютер и не задумывается о том, КАК это с ним происходит. Ну, примерно, как холодильник: он или работает, или не работает. А вот условие, что, мол, работает, но если вы там будете хранить наш сорт мороженого, то у вас должен быть такой-то фреон, такие-то лампочки и такие-то полки. Я лучше себе мороженое другое куплю… Но зато уж если все сойдется, то не только эсэмэски вам будут приходить, но можно будет буквально… Ох, ну там много всего. Пересказывать не буду, попробуйте сами.

А вот моя другая история про SMS-информирование. Открыла я себе дебетовую карточку в Райффазенбанке. С вполне понятной целью. Вот выйдет эта статья, будет мне положен гонорар, его туда и начислят. Раньше я еще лекциями промышляла, тоже за деньги. Подписалась на SMS-информирование. Стоит эту услуга средне — примерно доллар в месяц. Каждая транзакция исправно отражается у меня на телефоне. И вот вроде бы истратила я все, что было заработано честным, но эпизодическим трудом, оставила заначку рублей в 10—15 и карточку отложила. И вдруг звонок. Строгий мужской голос. Оказывается, у меня овердрафт и я должна банку уже месяца два как. И если я его не закрою, то будет мне плохо, грустно и… (ну тут стандартный текст). Проценты, кстати, уже набежали. О, Господи, да за что же, я и карточкой-то уже пару месяцев не пользовалась, и эсэмэсок никаких не получала. Оказывается, банк снял с меня доллар за услугу «SMS-информирвание», вот только никак меня не проинформировал об этом. Даже эсэмэски не прислал. Вот такой экзистанс.

А в принципе, все опрошенные мной многочисленные подружки, друзья и просто знакомые давно уже уверены, что в первой сотне нет банков, которые не предоставляют этот сервис. Многие уже начали капризничать и сравнивать. И вот что любопытно: это только банкиры считают, что их карточками пользуются из-за процентов на остатках и всякой такой настоящей банковской деятельности? А те, кто зарабатывает-тратит-зарабатывает-тратит, гораздо больше заинтересованы в мобильности сервисов, скорости их оформления и простоте использования в любых ситуациях. Чтобы инструкцию с собой не таскать.