Во время системного кризиса 2008 года невероятно большое количество критических стрел было выпущено в адрес международных рейтинговых агентств. Дескать, их завышенные и необъективные оценки привели к неоправданному подъему кредитной массы в пассивах реального бизнеса и, соответственно, последовательному крушению многих структур.

Рецепт был найден быстро и лозунгово. Надо как альтернативе доверять внутренним рейтинговым агентствам. И вот благосклонность, то есть аккредитацию Центрального банка и Министерства финансов получают сразу несколько национальных агентств. Так называемая современная версия «нашего ответа Чемберлену». Естественно, создав рабочие места, закупив программное обеспечение, наняв на работу амбициозных аналитиков и понеся прочие-прочие затраты, молодые игроки кинулись ретиво на поиск клиентов. Были разработаны свои собственные шкалы, критерии, множество видов и подвидов рейтингов. Благо со страниц и экранов всех СМИ по принципу «веришь — не веришь» провозглашался принцип верховодства «домашней ромашки» над «пришлой». А как красиво и заманчиво звучат сами названия: «рейтинг кредитоспособности», «рейтинг финансовой устойчивости», «рейтинг надежности» и т. д. и т. п.

Впору подумать — получай рейтинг и направляйся к кредитору, который, увидев уже издалека на красной табличке значение рейтинга, начинающееся обычно с первых букв алфавита, распахнет перед его владельцем хранилище своих авуаров.

Ан нет. Ошибочка вышла. Практическая пригодность этих рейтингов равна другой букве, точнее цифре: ноль. Даже банки, никогда не имевшие оценку международных агентств и являющиеся клиентами описываемых нами структур, не учитывают эти рейтинги при рассмотрении заявок себе подобных из числа банков, страховых компаний, предприятий реального сектора или же нового сегмента рынка — микрофинансовых организаций.

Хотя нет, один раз в истории каждой структуры этот рейтинг может «выстрелить». Благодаря наличию буквы «А», но не простой, а «А» с плюсом, можно, демонстрируя его, как отличник зачетную книжку, получить разрешение в ФСФР на выпуск облигаций. Но только один раз он и нужен. А потом — на стену на ресепшен офиса как часть иконостаса. Грамоты, благодарности, ну и рейтинги туда же.

Но! Сами рейтинговые агентства нас, их клиентов, так просто отпускать не намерены. Еще бы! Каждый контакт с ними — ты платишь. За поддержание рейтинга — монетку. За изменение прогноза — еще монетку. И так каждые полгода. Назад пути нет. Кому нужен отрицательный пиар? Но есть вроде бы и светлое пятно, дабы читатель не думал, что все до такой степени печально. Это — критерии установления той или иной буквы рейтинга. Все слова так четко прописаны, так однозначно читаемы, что и несведущему становится все понятно. Заслужил — носи. Гордо.

Но и тут не все так просто. И вот встречаются два приятеля, оба из подобных структур. И, как в тридцатые годы герои из «Кубанских казаков» или же вышеупомянутые Лев и Заяц, интересуются не видами на урожай или же зарабатываемыми «шишами», а, грех подумать, рейтингом их предприятий. Оказывается, у обоих «А» с пресловутым плюсом.

Первый начинает недоумевать: «А почему у тебя такой же, извини за это слово, рейтинг?» Второй ответствует: «У меня корпоративное управление в виде лоббистского ресурса ощутимо. В регионы приезжаю, на мои лекции местная элита приходит».

Первый сдвигает брови удивленно: «Да у меня вроде с этим пунктом все красиво. У нас и совет директоров с независимыми членами из числа ученых и общественных деятелей, правление и профильные комитеты. Да и структура собственности прозрачная, с указанием конечных бенефициаров. Чего тут ровнять-то? Эка невидаль! Собрать за свои же деньги на буфет людей в полдник?»

И первый переходит в атаку, как за Кубок Гагарина или Стэнли: «Да мы резервы консервативно начисляем, у нас МСФО пятый год. А у тебя менеджеры даже слова такого не знают, аудит по российским стандартам и тот отсутствует».

А второй тихонько так посмеивается: «Зато мы наши предприятия, работающие по упрощенке, в столбик сложили, оттиском пальца подписали. Резервов нет. Управленческая отчетность называется. Рейтинговое агентство на ура приняло. Банки, прибыль увидев, рейтинг пролицезрели, кредит выдали. Чистенько все, аккуратненько».

Первый сам себе мысленно: «Да-а, мы тратим деньги на аудиторов, наняли соответствующий персонал, делаем двух- и трехъязычные международные обзоры, уменьшаем на эти немаленькие цифры прибыль и, соответственно, бонусы менеджменту. А зачем? И какова цена и отдача?» Тем не менее первый будет продолжать действовать так же, и вопрос Зайца тоже будет жить. Смешно? И вам тоже? Если бы описанное осталось фантазией и вымыслом…

Но поверьте, указанные события произошли в нашем с вами городе, в наше с вами время. И завтра это рейтинговое агентство придет к вам. Или вы к нему. Вот я и задаюсь вопросом: «Доколе?»

P. S. Дал почитать друзьям. Ребята вместе со мной посмеялись и предложили создать свое рейтинговое агентство, пригласив в качестве аналитиков известных юмористов. Хоть во время посещения офисов смешно будет.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции