Я не отношу себя к сторонникам строгой охраны собственного периметра: вешания замков на все двери и установки паролей на все входы. Каждый случай столкновения с необходимостью (как правило, служебной) зарегистрироваться на каком-нибудь ресурсе вгоняет меня в глубокую тоску — особенно когда выясняется, что нечуткие к человеческим страданиям разработчики не предусмотрели использование в качестве пароля моего излюбленного «******», из-за чего система просит сменить регистр, ввести в комбинацию цифры или желает как-нибудь по-другому усложнить мне жизнь. Я уже обзавелся тремя дополнительными «постоянными» паролями, из-за чего попытка попасть на сайт, на котором я регистрировался два-три месяца назад, превращается в настоящую пытку для нервов — пока переберешь все варианты по памяти и в итоге все же откроешь файл с напоминалками, то забудешь, зачем вообще залез в Интернет.

Однако же из моей ненависти к ключам есть и безусловные исключения. То есть я признаю необходимость ограничивать доступ к некоторым из своих материальных и нематериальных активов. В частности, это хьюмидор с сигарами (младший сын очень интересовался длинными коричневыми палочками), электронная почта с социальными сетями (потому что там тоже нет ничего интересного для самых близких мне людей) и банковские счета, привязанные к платежным картам. В отношении последних, кстати, я уже испытываю те же трудности, о которых писал выше. Из-за того что карточек у меня много (я меняю работу чаще, чем заканчивается срок действия карт), процесс запоминания ПИН-кодов стал настоящим мучением. То есть проблема не в запоминании самих цифр, а в отгадывании, какой код от какой карты. Очень неудобно.

Именно поэтому я обратил внимание на предложенную Сбербанком (а у меня сразу три его карты) новацию. На прошлой неделе он сообщил о запуске в Москве технологии выпуска карт без ПИН-конвертов. Как следует из пресс-релиза, теперь клиент сможет самостоятельно выбрать ПИН-код в момент получения карты в отделении банка.

Насколько я понял, промониторив сообщения держателей карт, услуга самостоятельного определения ПИН-кода будет весьма востребованной: многие сталкиваются с тем, что за месяц, который проходит со времени последнего пользования картой (часто ее используют только для обналичивания зарплаты), код успевают благополучно забыть — особенно когда в голове нужно держать несколько других сочетаний цифр. Соответственно, если все свои карты и пароли привязать к одному сочетанию цифр, то как минимум проблему забывчивости благополучно удастся решить, не прибегая к помощи телефонов, блокнотов и других «запоминающих бумажек». Однако же здесь появляется проблема безопасности.

Не секрет, что многие, чтобы не морочиться с памятью, выбирают себе в качестве пароля простые сочетания цифр. Эксперты компании Positive Technologies, проанализировав 185 тыс. паролей, используемых пользователями для доступа к корпоративным системам, сделали вывод, что российский список наиболее распространенных паролей на 50% состоит из расположенных рядом символов. Если кому интересно, вот топ-5 наиболее часто используемых паролей Рунета: 12345; 123456; 11111; 55555; 77777. По ПИН-кодам, когда практика их самостоятельного определения получит распространение, картинка, я уверен, будет еще веселее. Можно быть уверенным, что по меньшей мере 10—20% держателей не будут сильно напрягаться и облегчат себе (и потенциальным мошенникам) доступ к наличности. Можно также предположить, что если сейчас карточками интересуются только, если так можно выразиться, «интеллектуальные» мошенники, то упрощение подбора ПИНов сделает кражу карт интересной и для всех остальных «сливок общества». Долго ли, закрыв глаз камеры, перебрать два десятка комбинаций?

Остается надеяться, что Сбербанк, предоставив шикарную возможность своим клиентам, издаст и соответствующие инструкции для операционистов. В противном случае через два-три года статистика потери карт с последующим несанкционированным обналичиванием может сильно испортиться. Пока же мошенники действуют весьма избирательно: из позаимствованного у меня недавно рюкзака пропали только фотокамера и наличность. Платежные карты вернули в целости, за что, конечно, отдельное спасибо банкам, выдающим неудобные ПИН-коды.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции