Мировые СМИ радостно сообщают о предстоящем открытии первого в Индии чисто женского государственного банка Bharatiya Mahila Bank. Главой учреждения станет Уша Ананта Субраманиан, персонал для него набирают по всем индийским госбанкам: дамам, согласившимся перейти на новую работу, предлагают автоматическое повышение в должности на одну ступень. У создателей нового банка планов, как водится, громадье, но что из этого получится, пока непонятно: предыдущие попытки открыть женские банки в Пакистане и Танзании как-то не очень получились — банки работают, но без особых достижений.

Пожелаю индийским женщинам всяческих успехов, но замечу, что меня в этой истории интересует другой аспект — двойные стандарты политкорректности. Женщинам, получается, иметь собственный банк можно, но что сказала бы достопочтенная прогрессивная публика, если бы кто-то захотел открыть банк, например, только для белых, только для христиан, только для коммунистов или, в конце концов, только для мужчин? Ведь, по сути, эти идеи ничем не отличаются от концепции «банка для женщин»: берется некий признак, объединяющий группу людей, и на его основе создаются специализированные сервисы, в данном случае — финансовые. Но какой вой поднялся бы в случае создания «банка для белых», даже представить страшно, хотя «черные банки» существуют в США с 1888 года и никого особо не напрягают, кроме властей, которым периодически приходится спасать такие «полезные для общества» банки, тратя сотни миллионов долларов общественных денег.

Впрочем, ладно: цвет кожи — несмотря на то, что этот признак ничем не отличается от пола или религиозных взглядов, — слишком вызывающий фактор. Остановимся хотя бы на возможности создания и работы мужского банка, то есть банка, официально и сознательно ориентированного на обслуживание мужчин и в той или иной мере ограничивающего возможность воспользоваться его услугами со стороны женщин.

Создатели такого банка могли бы с особым цинизмом эксплуатировать мужские привычки, предпочтения и желания — начиная с общения с клиентами по месту их работы (без пересылки документов домой, где их могли бы видеть жены) и заканчивая обслуживанием в отделениях симпатичными девушками в платьях стюардесс американских авиалиний 1960-х годов, если вы понимаете, о чем я. Естественно, помимо внешних приятных, но не особо важных отличий от «обычного» банка, такое заведение могло бы предлагать реально полезные для мужчин сервисы. Хотя, с другой стороны, в наше время, когда здоровые активные мужчины превратились в самое угнетаемое в развитом мире меньшинство, пожалуй, именно демонстративно уважительное отношение к мужским ценностям могло бы стать самым важным «продуктом» такого банка и его основным маркетинговым преимуществом.

В России, помнится, была попытка сделать что-то подобное на уровне карточного бренда, но, как и любая полумера, как любое начинание, не доведенное до логичного развития, она выглядит довольно жалко. Владельцы этой карты обслуживаются в тех же бесполых отделениях, а среди «мужских» скидок, которые можно получить по карте, встречаются, например, скидки на «мастер-класс по кухне» от журнала про еду. В общем, не то.

Полагаю, что созданием настоящего мужского банка в России мог бы заняться один известный серийный предприниматель — вместо того, чтобы публично ругаться с клиентами, угрожая тем тюрьмой. Для него это было бы полезно с точки зрения восстановления изрядно пошатнувшегося в результате этой истории имиджа мачо. Не уверен, что проект бы «взлетел», но в любом случае посмотреть на истерику по поводу его появления было бы крайне любопытно и поучительно. Только ради этого стоило бы запустить Male Chauvinist Bank с логотипом, например, в виде грязного шовинистического хряка.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции