Всего через несколько дней после разрешения конфликта с воронежским удальцом, внимательно читающим кредитный договор, Тиньков сообщил о закрытии сделки по покупке страховой компании. С бизнесовой точки зрения вполне себе предсказуемый шаг. С человеческой — снова попахивает гнильцой.

В ситуации с POS-кредитом человеком управляет жадность. Он безрассудно стремится сиюминутно приобрести новый iPhone, чтобы быть не хуже других. И неважно, что там значится в кредитном договоре. Куплю, а там как-нибудь расплачусь. И банки пользуются этой человеческой слабостью весьма умело. Впрочем, да и пусть пользуются, лишь бы делали это открыто, без мелких шрифтов. Потому что для некоторых людей кредит, пусть и под бешеный процент, — единственный способ что-то приобрести. Ведь не все умеют откладывать и жить по средствам.

А вот в случае со страхованием человеком движет совершенно другая мотивация. Человек пытается защититься от непредвиденных обстоятельств (болезни, смерти, потери работы и т. д.) и готов за это заплатить. И хорошо, если эту защиту легко и удобно приобрести. Казалось бы, с появлением Интернета продажи страховок стали простыми и удобными, маркетологи напридумывали кучу на первый взгляд удачных коробочных продуктов.

Вот только по количеству подводных камней страховщики дадут фору любому банку. По сути, весь отечественный страховой бизнес сводится к тому, чтобы продать как можно больше полисов, а денег выплатить как можно меньше. Платят отвратительно практически все. И плевать всем на репутацию. Заниженные выплаты по ОСАГО воспринимаются просто как норма, что, по мнению страховщиков, и понятно: тарифы давно надо было пересмотреть. А стоит пожаловаться в ФСФР или хотя бы пригрозить судом — и тут же ваше дело будет пересмотрено, и выплат хватит на ремонт.

КАСКО на практике безоговорочно работает только в случае с мелкими убытками. А вот коснись крупного ущерба, близкого к «тоталу», так тут такая свистопляска начинается…

Особое умиление у меня вызывает страховка от потери работы. Сегодня многие банки ее «предлагают» своим заемщикам, в первую очередь ипотечным, конечно. Выплаты по страховке в случае потери работы возможны, но только если вас уволят в соответствии с Трудовым кодексом. Увольнение по собственному желанию (хотя в 90% случаев оно вынужденное) страховкой не покрывается. Безусловно, страховка необязательная, от нее можно отказаться, вот только ставка будет выше.

А эти удобные так называемые коробочные продукты по страхованию квартиры? Недавно даже Сбербанк не побрезговал и начал продавать подобные полисы. Стоит недорого, никто твою квартиру не оценивает, страхуешь просто на какую-то сумму — и всё. Ну и выплаты тоже будут соответствующие, в процентах от страховой суммы. Ибо 100-процентная компенсация, как правило, вам «грозит», только если будут разрушены все конструктивные элементы квартиры, то есть стены. И еще важно, чтоб ущерб был нанесен правильно. В случае с полисами «АльфаСтрахование», как раз продаваемыми в отделениях Сбербанка, не компенсируется, например, ущерб от воды, если это дождевые или талые воды (крыша протекла), а также если вдруг прорвавшаяся труба заржавела и т. д. А полис называется «Хоть потоп!».

Страхование выезжающих за рубеж — вообще песня. Не дай бог никому за границей заболеть. Помнится, когда моя свекровь во время отдыха в альпийской деревушке заболела и позвонила в страховую, причем не абы какую, а крупную — «РЕСО-Гарантия», то никакой клиники поблизости ей так и не нашли, хотя страховка была на 30 тыс. евро. За эти деньги можно было и на вертолете фельдшера с арбидолом прислать. В общем, свекровь в итоге прервала отпуск и вернулась домой полечиться.

А еще круче, когда на отдыхе у вас, не дай бог, обострится какое-нибудь хроническое заболевание, о котором вы уже десять лет как забыли вовсе. Или, не дай бог, вы поехали на экскурсию, а она, оказывается, приравнена к экстремальному виду спорта и тоже перечислена в списке исключений таким мелким шрифтом, что Тинькову с его рассылаемыми офертами и не снилось.

Собственный страховщик — отличный способ повысить доходность. В ситуации, когда регулятор постепенно закручивает гайки и вынуждает банки отказываться от допкомиссий по кредитам, страховка — великолепный способ компенсировать потери. Тем более что клиентская база уже есть, продавать полисы можно через Интернет. А продавать Тиньков умеет. И неважно, что продукт гнилой.

Впрочем, сам Тиньков в Facebook в очередной перепалке изъян рынка признал: «Главное — не обманывать людей и выплачивать; к сожалению, наши страховые «запоганили» поляну». Ну что ж, ждем, как говорится…

А впрочем, высший возможный пилотаж в этой истории — продавать страховки не просто так, а в кредит! Или еще лучше: «Вам не платит страховая? Пустяки. Возьмите у нас новый кредит и отремонтируйте свою тачку!»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции