На прошлой неделе в СМИ активно обсуждались предложенные Минфином поправки в злополучную статью 9 закона о национальной платежной системе (НПС). Почитаешь — так получается, что всё, караул, несчастные клиенты теперь никогда не добьются справедливости.

Ей-богу, ни одна из статей банковского законодательства не рождала столько сплетен и кривотолков, как эта. При том что статья короткая! Меня, правда, очень умиляет готовность некоторых спикеров тут же прокомментировать любой вопрос журналиста вместо того, чтобы внимательно изучить документ. Ну неужели так сложно потратить 10 минут (не больше!) на ознакомление? Ведь от вас ожидают экспертного мнения.

В общем, давайте не будем пугать рынок и посмотрим на новые минфиновские поправки трезво. У меня они в распоряжении тоже есть. Самое главное — безусловная ответственность банков за несанкционированное списание средств с карты по-прежнему остается. С 1 января — если, конечно, ВТБ 24 и Сбербанк снова вдруг не выяснят под конец года, что они еще не готовы к кардинальным нововведениям, и не обратятся за помощью к депутатам — банки будут обязаны компенсировать клиенту украденные деньги, если не докажут, что списание законно. В этом отношении ничего не изменилось. Бремя доказывания вины будет на банке, а не на клиенте.

Далее. И в существующей версии закона, и в поправках Минфина нет ни слова о мгновенной компенсации похищенных средств по первому звонку клиента. Ну нет такой нормы и все. Хотя почти все СМИ упорно твердят обратное. Мало того, и в новых поправках Минфин так и не осмелился прописать реальный срок возврата денег. Именно этот принципиальный для клиента вопрос игнорируется всеми депутатами и регуляторами. А жаль, потому что это способ затянуть выплаты до бесконечности или до тех пор, пока терпение клиента не лопнет и он не обратится в суд.

Ну а что, собственно, нового предложил Минфин? Возможных нововведений несколько, и почти все они, скорее, полезные. Во-первых, немного меняются сроки рассмотрения заявления клиента по операциям внутри страны. Теперь за 30 дней банк должен будет рассмотреть заявление, если, грубо говоря, деньги клиента были сняты в банкомате того же банка, который выпустил карту. А если банк-эмитент и банк-эквайер разные, то срок рассмотрения увеличивается до 60 дней. Это, кстати, соответствует правилам международных платежных систем Visa и MasterCard. То есть у банков появляется больше времени для расследования преступления, в случае если, конечно, банк будет реально с этим заморачиваться.

Во-вторых, теперь клиенту предлагается не только сообщить в банк о несанкционированной операции, но и написать заявление о возмещении ущерба. И вот его банки будут рассматривать 30—60 дней, а потом вам скажут, к чему они пришли или еще не пришли — ведь сроков-то возврата точных в законе нет. На написание заявления клиенту дается месяц. Лично я в написании заявления тоже ничего плохого не вижу: вполне себе логичная процедура, ведь речь идет о деньгах. А клиент, по мнению регулятора, и вовсе от этой нормы выиграет. В пояснительной записке указывается на то, что прописанный срок в 30 дней для подачи заявления «позволит клиенту сохранить возможность получения суммы операции, совершенной без его согласия, даже в случае, если соответствующая информация поступит к нему с задержкой (командировка, отпуск, болезнь, технические проблемы со средствами связи и т. п.)».

Не будем забывать, что в существующем законе клиенту очень жестко отводится один день на то, чтобы сообщить банку о сомнительной операции, после чего право на компенсацию просто пропадает. В версии Минфина подобных жестких санкций нет. Там лишь говорится о том, что клиент должен не позднее одного дня сообщить о случившемся инциденте, а потом уже писать заявление. Но права банка отказать в выплате только из-за несвоевременного извещения в версии Минфина нет. Часть 14-ю девятой статьи предлагается просто исключить. И клиентам это на руку.

Кроме того, Минфин еще и не нашел ничего лучше, чем просто исключить вызывающую кучу споров часть 13-ю, прописывающую ответственность банка за неинформирование клиента об операциях. Сделать это было предложено, дабы избежать всех юридических кривотолков о невозможности достоверно доказать в суде факт доставки сообщения. А это, по мнению банков, чревато ростом мошенничества. Возможно, кто-то это может посчитать ущемлением прав держателей карт, а по мне — здравый смысл. Самое главное, даже в предложенном Минфином законопроекте обязанность банка извещать клиента об операциях за банком остается, что важно.

Основной же минус этих поправок, как и всего закона об НПС, в том, что они ужасно сложно и коряво написаны. В идеале хочется взять и переписать весь закон заново. Но придется привыкать к тому, что есть.

Впрочем, Минфин всю неделю собирал отзывы и предложения по своему законопроекту, и теоретически в конечной версии не исключены какие-то еще изменения. В любом случае даже в данном варианте клиенту хуже не будет. А это самое главное.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции