На днях из опроса населения стало известно, что больше миллиона британцев намерены взять микрокредиты (payday loans — займы до зарплаты) на празднование Рождества и Нового года. Им кровь из носу надо одарить бессмысленными подарками всех родственников и знакомых, накупить дорогой еды на стол и «зажечь» на вечеринках, не думая о расходах. В среднем британцы намерены потратить на зимние праздники 487 фунтов на человека, то есть порядка 1 000 фунтов или больше на семью. И чтобы «все как у людей», даже если у тебя низкая зарплата, куча долгов и исчерпан лимит на кредитной карте. Остается одно: идти к ростовщикам и брать несколько сот фунтов под дикие проценты. Кстати, примерно 10% из тех, кто занимал деньги таким же образом на прошлые зимние праздники, еще не расплатились. И наверняка многие из них возьмут кредит еще раз.

У микрокредитных организаций в Соединенном Королевстве сейчас все хорошо: закредитованные по обычным банковским программам британцы охотно берут деньги у ростовщиков и платят высокие проценты. Но будущее, похоже, еще лучше. Нынешняя прибыль позволяет микрокредиторам вкладываться в развитие, покупая все больше рекламного времени не только в традиционных СМИ, рассчитанных на взрослую аудиторию, но и в детских телепрограммах. Своих будущих клиентов они растят, можно сказать, практически с пеленок. Яркие мультяшные образы и веселые песенки с навязчивой мелодией создают у детей представление, что получение микрозайма — это не жест отчаяния в сложнейшей ситуации, а нормальная практика, легкая сделка, на которую можно соглашаться, не думая.

По данным крупного британского эксперта по управлению личными деньгами Мартина Льюиса, каждый третий родитель детей в возрасте до 10 лет слышит от них навязчивые песенки из рекламы микрокредитов, а 15% родителей сталкиваются с требованием со стороны ребенка купить ту или иную вещь в кредит. Льюис выступает за запрет рекламы микрозаймов по детским телеканалам. Но поможет ли такая мера? Дети смотрят не только детские каналы, кроме того, они пользуются Интернетом, где подобной рекламы еще больше, она встречается даже в детских игровых приложениях.

В британском парламенте как раз сейчас рассматриваются меры по ограничению деятельности ростовщиков. Наверное, какие-то шаги будут сделаны, но вряд ли они серьезно повлияют на ситуацию — зараза микрофинансирования сидит глубоко в головах части британцев, ее оттуда уже не вытравишь.

С другой стороны, какое нам дело до англичан? Они как-нибудь сами разберутся со своими проблемами. Важнее понять, что делать, чтобы не доводить ситуацию до такого уровня абсурда в России. Может, пора уже показывать в «Спокойной ночи, малыши!» сюжеты о том, как Хрюша взял «заем до зарплаты», а остальным участникам передачи пришлось его спасать после начисления процентов? Пожалуй, это было бы полезно. И желательно это сделать как можно раньше, потому что в конце концов до Хрюши доберутся микрофинансисты — пример Британии перед глазами, повторить его легко.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции