Немного новостей из другой реальности. Из утраченной реальности давности этак тридцатилетней. Сбербанк в Нижегородской области устроил массовую экскурсию по своим отделениям. В День качества (есть и такой, оказывается) пришло 35 тыс. человек, сообщается в пресс-релизе. Цель акции — сделать так, чтобы клиент стал чуть-чуть счастливее.

Я сейчас неприятные вещи буду говорить. Причем они для всех будут неприятными. Ну что делать.

Конечно, перед нами «совок». Подозреваю, что 35 тыс. — это просто стандартные, ежедневные посетители отделений Сбербанка в Нижегородской области. И они просто пришли. Снять гробовые, сделать перевод, потыкаться у банкомата. Что с ними конкретно сделали, в пресс-релизе не сообщается. Возможно, их встретили широкой улыбкой. Или подарили конфеты «Взлет». У «Аэрофлота» позаимствовали. Такие, знаете, бесплатные конфеты. Или попросили анкету заполнить — про анкету в пресс-релизе глухо сказано. Словом, праздник удался. Советский такой праздник, на манер голосования на выборах в совет народных и крестьянских депутатов. Нехитрая самодеятельность, икра кабачковая на прилавке, выпечка, бутерброды, вода «Тархун». Серая масса насупленных, усталых от жизни людей бредет к урнам, ее встречают такие же замученные и несчастные, но с картонными улыбками на лицах. Социализм форева. Родина или смерть? Вопрос риторический. «Да зачем мне такая жизнь», как сформулировал безымянный автор советского анекдота.

Вот глава Сбербанка Герман Греф, как узнали мы из книги про «танцующего слона», борется с муду. Это, Петька (продолжаем тему анекдотов), издержки такие. Ну, борется и борется, местами, наверное, даже не без успеха. Но что толку бороться с муду вне тебя, если муду есть внутри? Сколько стоит эта показуха? Сколько стоят корпоративные СМИ, которых в Сбербанке навалом? Мероприятия по поддержанию корпоративного духа? Сколько стоят люди, которые пишут обращения председателя правления к коллективу? С муду (правда, без таких мудреных слов) ведь и в СССР постоянно боролись. Вез зерно, рассыпал — муду. Наливаешь соляру, пролил — муду. И вообще, берегись удара рогатиной. Но как партсобрание, да в рабочее время — тут такое муду начинается… Но ничего! То — соляра, а то партсобрание. Муду муде рознь.

Капитализм с его «уродливым оскалом» породил такое занятное явление, как стремление компаний связать свои услуги с понятием «счастье». Ешь бургер — и ты счастлив. В рекламном ролике — веселый мужчина, рядом с ним дородная дама, вдали колготятся счастливые дети. Конечно, без бургера никакая дама к тебе бы не подошла и детей бы не нарожала. Но ладно бургеры. Был я тут в Голландии на заводе, где упаковывают паприку. На стене — фотографии из местной школы, где регулярно проходят вечера паприки. Село небольшое, все эти дети будут впахивать на этом предприятии. Лучше бы заранее приучить их к этой мысли, чтобы не рыпались. Натужные подростки целуют на фото паприку. Носят шляпы с паприкой на макушке. Рисуют паприку. И все счастливы, счастливы, счастливы. Похороните меня под паприкой — говорят их блеклые голландские глаза.

Но то у них, где есть один завод паприки, есть другой, есть «Бургер Кинг», есть «Макдоналдс», есть выбор и конкуренция. У нас стремление сделать, «как у них», но в российских условиях, порождает еще более уродливые явления, которые можно кратко сформулировать лозунгом «летайте самолетами «Аэрофлота». Особенно когда больше нечем летать, ага. Нет в деревнях Нижегородчины других банков. Другие банки воюют с регулятором, налоговой, учредителями, в общем, заняты другие банки. Вы все равно придете в избу с зеленой вывеской. И мы сделаем все, чтобы неизбежное было приятным. Сладких снов тебе, малыш. Сон ведь тоже неизбежен.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.