Российским компаниям в обозримом будущем станет сложнее занимать средства на зарубежных рынках. Высокий текущий долг, стагнация в экономике, неопределенность экономической политики руководства страны и вероятное ухудшение ситуации на западных рынках капитала создают напряжение в отношениях с иностранными инвесторами. Похоже, российским компаниям придется искать не только стандартные пути привлечения интереса к своим облигациям (например, повышать ставки доходности), но и рассматривать альтернативные подходы.

Можно, скажем, обратить внимание на опыт южнокорейских коллег. Как рассказал директор по глобальным рынкам капитала Банка Америки Вань Юн-сун (его цитирует один из блогеров «Ведомостей Уолл-стрит»), представители корейских заемщиков начинают встречи с потенциальными кредиторами с обсуждения хитов кей-попа, то есть ставшей в последнее время популярной на Западе корейской поп-музыки. Несколько минут легкой болтовни о Пси, пара движений из «Каннам стайл» — и лед переговоров сломан, а ставка, вполне вероятно, окажется на несколько базисных пунктов ниже, чем могла бы. Вроде бы мелочь, но при объемах корейских займов в десятки миллиардов долларов речь идет об экономии достаточно существенных денег. Интересно, что для азиатских коллег у корейцев есть другая тема разговора — обсуждение того, чья жена больше сходит с ума от корейских фильмов и сериалов, крайне модных во многих странах Азии.

Что могло бы стать таким «ледоколом» в общении российских компаний с западными банками и инвестиционными фондами? Современная русская попса вряд ли вызовет энтузиазм у европейцев или американцев — такого добра, еще и гораздо лучшего качества, у них и самих хватает. С русскими народными песнями все еще хуже: мода на фолк давно прошла, да и текст придется переводить на английский, что не очень хорошо (вчитайтесь внимательно в слова «Во поле березка стояла» — вот уж где хтонический ужас). С сериалами тоже все понятно: люди, воспитанные на сериалах BBC и смотрящие сейчас HBO, вряд ли будут обсуждать «Оттепель». Значительно больше шансов на успех с советскими эстрадными песнями: учитывая, что по большей части они основаны на клезмере и прочих народных еврейских музыкальных традициях, эта музыка может найти отклик в сердцах западных финансистов.

К тому же, за что ни возьмись — ничто из российских реалий на Западе сейчас не известно. Кроме разве что Путина и Pussy Riot (я был сильно впечатлен, когда увидел граффити с названием группы в подземном переходе в одной чешской деревне). Но обсуждать эти темы с инвесторами — себе дороже, причем в самом буквальном смысле: ставка по кредиту тут же заметно подскочит. В общем, надо напрячься и найти что-то более-менее современное, не слишком заумное, хорошо известное на Западе и при этом позитивное, чтобы создать на переговорах хорошее настроение. И такая тема есть!

Нынешним иностранным переговорщикам, скорее всего, где-то по 35—45 лет, то есть как раз в свои молодые годы они застали бешеный успех российской группы t.A.T.u в Европе, США и Японии. А потому наверняка помнят мелодии и английские тексты в исполнении Юли и Лены. Сочетание неплохой попсы, симпатичных девушек и воспоминаний о прекрасном времени (когда, кстати, и с финансовыми рынками все было хорошо) — чем не рецепт отличного коктейля для создания позитивного настроя на переговорах?

Похоже, пора вытащить из чулана записи десятилетней давности, отряхнуть с них пыль и снова запустить в тяжелую ротацию в Лондоне, Нью-Йорке и Токио, а потом ставить фоном перед переговорами. Правда, есть одна сложность: по нынешним временам смотреть, слушать и обсуждать произведения «татушек» на территории России довольно опасно, запросто можно получить несколько серьезных обвинений — от пропаганды педофилии и «нетрадиционного секса» до пособничества терроризму и демонстрации способов самоубийства (это теперь тоже запрещено). Но переговоры о российских долгах часто проходят в Лондоне, так что опасности можно избежать.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции