$(".widget--autor").css("margin-top","0px"); $(".widget--autor").css("margin-bottom","0px"); $(".widget__image-wrap--size70x96").remove();


Интенсивная зачистка российских банков продолжится. Но, похоже, главной ее задачей становится не столько избавление от «сорняков», сколько создание компактной банковской системы, способной в ручном режиме обслуживать экономику в условиях низкого роста или даже замедления.

Наведение порядка в банковской системе и системе негосударственных пенсионных фондов в России должно быть продолжено, заявил глава администрации президента Сергей Иванов. «У нас очень большое количество банков, которые по сути банками не являются. Это помойки и отмывочные конторы. И то, что у них отзывают лицензию, совершенно справедливо», — сказал Иванов. Его заявление не заслуживало бы особого внимания, если бы не контекст. Оно было сделано вскоре после того, как президент России Владимир Путин попросил главу Центробанка Эльвиру Набиуллину отзывать у банков лицензии с оглядкой на возможности Агентства по страхованию вкладов. «Требования закона о защите интересов вкладчиков должны полностью соблюдаться теми структурами, на которые эта ответственность возложена, нужно внимательно тоже за этим наблюдать. И Агентство по страхованию вкладов должно соответствующим образом своевременно реагировать. Я понимаю, что это не Центральный банк, но все-таки ваши действия должны соотноситься с возможностями этого агентства», — сказал тогда Путин во время встречи с Набиуллиной 30 июня.

Рынок сразу стал трактовать слова президента и естественно согласившейся с главой государства Набиуллиной как сигнал к тому, что, возможно, интенсивность отзывов лицензий снизится. А крупные банки, страховые случаи которых стали бы серьезным финансовым бременем для не слишком полной кубышки фонда страхования вкладов, фактически получают индульгенцию. Их не тронут или в худшем случае отправят на санацию, ибо «убивать» слишком дорого для государства.

С тех пор ЦБ отозвал уже пять лицензий у кредитных организаций. Причем отзыв лицензии у московского банка «Компания Розничного Кредитования» 11 июля стал особенно показательным — этот банк находился в состоянии слияния с банком «Российский Кредит» и не позднее начала февраля 2015 года все равно прекратил бы существование. Но ЦБ медлить не стал.

Для понимания того, что может дальше происходить с российской банковской системой, критически важен еще один сюжет. На днях Министерство финансов и Центробанк договорились о минимальных требованиях к капиталу банков, в которых могут храниться средства государственных и стратегических компаний. Фактически в российских условиях, где доля прямого или косвенного контроля государства в экономике очень велика, критерии банков, в которых могут храниться средства госкомпаний и стратегических предприятий, — псевдоним «белого списка» системообразующих банков.

Новые критерии — что вроде бы, на первый взгляд, удивительно, оказались существенно мягче первоначально обсуждавшихся: планка по капиталу была снижена с 16,5 млрд рублей до 10 млрд. При этом банк должен соответствовать одному из трех критериев: помимо капитала это прямой или косвенный контроль государства, а также «возникновение специальной ситуации, когда правительство может включить банк в список по просьбе стратегической компании». То есть, если стратегическая компания (а практически во всех таких компаниях ключевые роли играют близкие к власти люди) «попросит» за конкретный банк, он станет неприкасаемым.

По оценке заместителя министра финансов Алексея Моисеева, под эти требования подходят порядка 100 банков. Из них 78 попадают в круг избранных по размеру капитала. Более того, банку, в котором могут храниться деньги компаний, необязательно иметь международный рейтинг — это прямая мера поддержки государством банков, попавших под международные санкции.

Итак, ЦБ продолжает достаточно активно отзывать лицензии и одновременно монетарные власти озвучивают критерии системно образующих банков. Таких банков примерно 100. Банковской паники в результате отзыва лицензий наше государство не боится. Люди уже привыкли, что система страхования вкладов работает исправно. Вкладов свыше гарантированных государством 700 тыс. рублей в банковской системе относительно немного. К тому же государство в ближайшие годы ожидает неизбежные гигантские затраты на крупнейшие инфраструктурные проекты, от которых уже нельзя отказаться: минимум 1,5 трлн рублей должен «съесть» чемпионат мира по футболу — 2018, не менее 60 млрд долларов потребуется на строительство газопровода в Китай «Сила Сибири». На фоне сокращения темпов роста доходов бюджета и стагнирующей экономики борьба с недобросовестными банками в принципе не может быть первостепенной задачей государства. Ему гораздо важнее иметь такую банковскую систему, которая в ручном режиме обеспечит финансирование госкорпораций и стратегических компаний, являющихся, как раньше говорили, «становым хребтом» российской экономики.

Поскольку и население предпочитает хранить деньги в крупных банках, такие кредитные организации окажутся для государства стратегическими во всех смыслах. А остальным придется очень сильно постараться, чтобы сохранить свой бизнес.