Наблюдаю в последнее время забавное явление. Любое упоминание проблем российской экономики в прессе или авторитетных блогах вызывает мощную волну комментариев. Основная масса из них делится на две группы вопросов. Первая — «Так во что же вложить деньги?», вторая — «На чью мельницу воду льёшь?». В первом случае всё понятно. Если некто просит у незнакомого человека бесплатного совета про деньги, то его стоит отправить в детский сад. Или просто — «в сад». Второй случай интереснее.

Многие читатели почему-то уверены, что всё хорошее про российскую политику и экономику пишется от чистого сердца, а вся критика — на «грязные западные деньги». Найти среди непрофессионалов тех, кто не считает Андрея Илларионова или Владимира Милова гнусным наймитом ЦРУ, довольно сложно. Не буду ставить себя в этот блестящий ряд, но отмечу, что и среди моих нескольких тысяч постоянных читателей достаточно много тех, кто не ленится периодически задавать вопрос об источниках финансирования моих опусов, намекая на неких «врагов России». Та же история произошла и с предыдущей колонкой Евгения Калюкова в нашем издании.

На самом деле всё значительно проще. Помимо сухого информирования и более или менее адекватной аналитики, есть и такой журналистский жанр, как «колонка» или «мнение». В таких рубриках обычно публикуются личные мнения и размышления приглашённых редакцией авторов на актуальные, волнующие людей темы. Это не информационные заметки, даже не аналитика. Это рефлексия — и личная (авторская), и социальная, т. е. реакция на то, о чём думает и по поводу чего переживает общество.

В колонке может не быть ни одного факта, ни одного информационного сообщения. Но если она отражает и «перерабатывает» личные и общественные настроения, она будет интересна думающему читателю. Колонка — это небольшое актуальное литературное произведение, реплика, мысль.

Думающему читателю рефлексии колумнистов дают возможность «запустить» свой собственный процесс размышлений, сформулировать и высказать своё мнение, дать свою оценку ситуации. Может быть, эта оценка будет эмоциональной, но анализ и информация для стратегических решений бессмысленны без эмоциональной окраски.

Например, слухи и настроения в обществе, касающиеся опасности девальвации, есть, с этим глупо спорить. Действия ЦБ, который рыночными и очень не рыночными методами борется с девальвацией, есть. Имеющий глаза да увидит, даже на основе открытой информации. В общем, тема для исследования очевидно присутствует. Если кто-то считает, что публичная рефлексия по этому поводу «вредна для народа», то это очень точно характеризует данного «кого-то». Это не забота о народе, это унижение народа, низведение его до уровня жующего информационную жвачку быдла. Причём, что интересно, сами такие «заботливые» обычно себя с «народом» не ассоциируют. За редким исключением они хотят получать настоящую, правдивую, точную информацию и грамотный анализ.

Поэтому мы не будем вслед за премьер-министром повторять мантру «кризиса у нас нет». Кризис есть, его надо исследовать, оценивать, «переваривать». Нынешний кризис, кстати, будет иметь намного более серьёзные последствия, чем сейчас представляется большинству. И дело даже не в изменении бизнес-среды и потребительских привычек. Интересным следствием текущих событий может стать, например, кардинальное перестроение пенсионной системы, изменение философской базы в подходе к отложенным расходам. Изучая исключительно курсы валют и биржевые сводки, невозможно не только просчитать последствия таких перемен, но даже начать о них думать.

Именно для перехода к такого уровня обобщениям нужен третий — после новостей и аналитики — тип популярных экономических публикаций (про науку мы сейчас не говорим), т. е. те самые «мнения» и «колонки».

Поэтому авторы колонок — не продажные пиарщики и не наймиты спецслужб, а своего рода НПЗ, перерабатывающие «нефть» новостей, слухов и настроений в «бензин» для ваших размышлений и стратегических решений. Кстати, в том числе и поэтому бессмысленно задавать вопрос, «куда вложить деньги», колумнисту. Вы же не требуете от поставщиков бензина указывать вам направление движения. Их дело — предоставить вам топливо, а дорогу вы выберете самостоятельно.

Попробуйте, это очень интересно.