Пока российский Минфин готовит общественное мнение к значительному росту налоговой нагрузки, испанские власти намерены ослабить налоговую удавку. Но Запад нам, очевидно, не указ: отечественному правительству не нужна экономика, ему нужны деньги в бюджете.

В блогосфере есть забавное явление, которое называют «два поста подряд». Это когда по случайному совпадению в ленте постов появляются две записи от разных людей с перекликающимся содержанием, совмещение которых дает забавный или просто интересный эффект. Скажем, один блогер пишет о том, как он прекрасно отдыхает на курорте, а другой — что сидит на работе и завидует тем, кто отдыхает на курорте. Получается непреднамеренная «переписка» посторонних людей. Нечто похожее в последние дни устроили министры финансов России и Испании.

Испанский министр Кристобаль Монторо в очередной раз выступил за снижение налогов. В первую очередь, подоходного и налога на прибыль. По его словам, это поможет оживить экономику: страна выходит из кризиса, наблюдается уже небольшой рост (1% в год), поэтому государство хочет дать людям и компаниям возможность более свободно распоряжаться деньгами, несмотря на возможные потери для бюджета. Предполагается, что в перспективе нескольких месяцев или года-двух растущая экономическая активность увеличит налоговую базу, а значит, сумма собранных налогов вернется к нынешним показателям, несмотря на снижение процента. К тому же снижение нагрузки может вывести из тени существенную часть бизнеса (а в Испании с этим, пожалуй, даже хуже, чем в России). И это не просто пожелания: налоговая реформа в Испании активно обсуждается и продвигается правительством. И наверняка в том или ином виде будет принята уже в обозримом будущем.

Через пару дней министр финансов России Антон Силуанов, сам того не подозревая, ответил испанскому коллеге в интервью «Ведомостям». По его словам, в условиях «непростых времен» налоги следует повышать. Решений пока не принято, но «ведутся разговоры» о повышении НДФЛ, о выравнивании НДС по разным группам товаров (с продовольствия будут брать больше налогов), о снятии ограничений с платежей в Фонд обязательного медицинского страхования и даже о введении нового налога с продаж для пополнения бюджетов регионов.

Кроме того, продолжается борьба с офшорами, а комиссия правительства по законопроектной деятельности на днях одобрила законопроект Совета Федерации, по которому «агрессивная», хотя и законная налоговая оптимизация будет признана преступлением с ответственностью вплоть до уголовной. Аналогичные предложения высказал Следственный комитет, и Минфин их тоже в целом поддержал. Степень «агрессивности» законного налогового планирования — понятие растяжимое. Поэтому фактически смысл таких нововведений прост: если ты не платишь налоги по максимально возможной ставке и максимально невыгодной схеме, то ты преступник.

Похоже, экономический рост правительство России и его более высоких начальников попросту не интересует. Есть принятые перед прошлыми «выборами» обязательства по государственному финансированию всего и вся — от постоянного повышения пенсий и зарплат бюджетников до гигантских расходов на армию — а значит, деньги надо найти. А теперь еще и незапланированные расходы на Крым добавились, вокруг враги, санкции и прочие прекрасные поводы состричь с народа побольше денег. Изначально в правительстве рассчитывали на бесконечный рост цены нефти, но выяснилось, что мир почему-то не готов платить за бочку больше 110 долларов, а при такой цене разбухший бюджет уже не сходится.

При этом повышать налоги в России довольно сложно. В миф о действующих низких налогах не верят, похоже, даже самые отсталые слои населения. И правильно: по данным экономиста Якова Миркина, налоговая нагрузка в России такая же, как в развитых странах Европы — 37—40% ВВП. В то время как у стран с высокими темпами роста — от 23% до 30%. Каждый лишний отобранный у экономики и распределенный государством процент ВВП — это снижение деловой активности, сокращение рабочих мест, уход бизнеса в тень. В развитых странах и 1,5% роста ВВП в год — уже хорошие темпы, поэтому они могут себе позволить собирать высокие налоги (хотя есть и другие варианты). Для развивающихся стран высокие налоги убийственны.

Не знаю, как пойдут дела у Испании: там и социалисты сильны, и Евросоюз не очень одобряет снижение налоговой нагрузки. Но есть неплохой шанс, что у министра финансов и всего правительства что-то получится. Зато в перспективах российского бизнеса сомневаться не приходится: в верхах нет ни одного противника дополнительной налоговой стрижки соотечественников.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции