Сегодня моя колонка про хорошее. Не про соус бешамель на запрещенных ингредиентах, конечно. Но про финансовую грамотность наших граждан. Которая есть и, кажется, даже растет. Хотя несколько стихийно и с огромными пробелами.

Некогда моя мама работала в детском садике воспитателем. Нянечкой в ее группе трудилась девушка с золотыми руками. Она и шила, она и стригла, что в голодные девяностые было как нельзя кстати. Сейчас это дама вполне бальзаковского возраста. Взрослый сын, внуки comingsoon, сад. Однако, как оказалось, сфера интересов этой дамы куда шире, чем это обычно бывает. И активнее жизненная позиция. Какое-то даже небольшое пошивочное бюро свое. И огромное желание разобраться с тем новым, что понаслучалось в нашей жизни за последние 10-15-20 лет.

Согласитесь, это вообще редкость. Обычно на безобидное предложение поискать что-нибудь в Интернете ее ровесницы говорят: «Да я даже подходить к нему (компьютеру) боюсь, не то что там что-то искать». А эта нет. Позвонила, чтобы взять у меня сорокаминутную консультацию… по кредитной истории и рефинансированию. Стоп, стоп, стоп, говорю! Уважаемая и дорогая, а зачем вам все это надо вообще? Отвечает: «Ну как? Хочу снизить долговую нагрузку. И чтобы в будущем я могла взять кредит, хочу, чтобы кредитная история была хорошая». У меня отвисла челюсть. Такими вещами обычно не интересуются и заемщики помоложе. А если интересуются, то только припертые к стенке обстоятельствами из разряда коллекторов / судебных приставов.

Но тут надо по порядку. У человека три кредита, включая кредитную карту банка имени одного харизматичного российского бизнесмена. На круг получается 13 тыс. рублей платежей ежемесячно. Сумма некатастрофичная, но и не маленькая. Отсюда первая цель – снизить размер ежемесячных платежей. Спрашивает, как лучше сделать, стоит ли идти в банк за «перекредитованием». А если да, то куда? Я говорю, ну надо же считать. Теоретически все ваши кредиты, полученные сто лет назад, априори дороже. Смотрите, что предлагают, спрашивайте размер ежемесячного платежа, если он ниже, чем ваши 13 тысяч, то и хорошо. Плюс – не надо бегать никуда по трем разным банкам в три разных дня месяца и платеж ниже. Минус – срок кредита вырастет, понимаете? Понимаю, говорит. А куда пойти?

Вот тут у меня случилось легкое замешательство. Как выбрать банк? Первый в моей жизни за меня выбрала организация, в которой я работал. Зарплатную карточку дали, так я и обслуживался, не выбирая особенно. Потом этот банк купила «Альфа». Я стал клиентом «Альфы» (ненадолго, правда). И точно так же с моими нынешними банками. Их два. В одном мне сто лет назад одобрили автокредит, и я «прижился». В другом была какая-то красивая желтая карточка. Мне понравилось, тогда я ее взял и опять сто лет с ними.

Как выбрать банк? Тем более для другого человека? Все-таки сфера моих профессиональных интересов в области кредитной информации, а не консалтинга. Смотрите, говорю, полную стоимость кредита, не рекламную, а реальную ставку спрашивайте, читайте договор. Заявку не подавайте, пока окончательно для себя хотя бы три варианта не определите. А лучше, говорю, меньше. Посмотрите на госбанки и на банки с иностранным участием. Одни как-то дешевле (как мне кажется), другие как-то лучше работают (как мне кажется).

Моя «визави» спрашивает: а может, мне к кредитному брокеру обратиться, сама-то я сколько буду разбираться? Я был экзальтирован. Человек! Ищет! Профессиональной помощи в кредитовании! Наконец-то и в нашей стране заемщик приходит в сознание. Порекомендовал пару компаний, федеральную и местную, объяснил, что комиссия окупится сэкономленным временем, нервами и пониженной процентной ставкой.

Мы поболтали еще несколько минут про важность своевременных платежей, да как в банке в принципе оценивают заемщика, да какие у нее шансы на получения кредита, да как рассчитать уровень своей кредитной нагрузки. Слушала, задавала вопросы, что-то там – останавливала меня – записывала.

Окончательно погрузиться в пароксизмы удовольствия и некое подобие нирваны помешал только финальный вопрос по кредитной истории. Мол, мне тут звонили люди, предлагали за деньги все там подчистить, «обнулить». Я напрягся. А вы что же, спрашиваю? А ничего, говорит, решила сначала у тебя узнать. Я выдохнул. Говорю, это мало того, что незаконно, так еще и невозможно. Сдавайте таких «помогальщиков» прямиком в полицию в следующий раз. Пусть помогают… мебельному производству где-нибудь под Ивделем, раз энергии так много лишней. Посмеялись. Договорились созваниваться.

А я подумал, что вот же. Не «золотое» еще время кредитной информации, но уже где-то рядом. Если даже взрослые люди уже думают обо всем этом, того и гляди, выйдет культура потребления финансовых услуг на какой-нибудь новый уровень. Будут заемщики «быстрее, выше, сильнее». И вот бы хорошо. Да?

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции