Я ожидал, что Сбербанк откроет отделение на Международной космической станции, но вот такого от него я не ожидал. Ибо, как сказано в священных книгах, «проще Сбербанку открыть допофис на МКС, чем соорудить человеческую рекламу».

Новый вирусный ролик (первый вирусный, наверное, в этом банке, если я не запамятовал) от «мастодонта» получился вполне себе человеческим в том смысле, что простой человек из среднего класса может понять, что ему хотят сообщить. Предыдущие ролики, в первую очередь ужасная серия с олимпийскими богами, нравились, мне кажется, только самим пиарщикам и членам правления. Впрочем, сегодня я тоже получил письмо в личку: «Посмотри, ну не ужас?» Нет, все же не ужас. Это как в старом советском анекдоте: «Да горе, горе, дети. Но не беда».

Итак. Сбербанк дарит тем, кто взял у них ипотеку и кто заехал в новую квартиру, котика. Как это будет, показано на вирусном ролике. Ролик снят как будто переносной камерой в стиле «Ведьмы из Блэр». Котика везут новоселам. Новоселы представлены в образах типичных представителей московского среднего класса.

Мужчина с озабоченным лицом. Такие, устраивая детей в школу, спрашивают у учителя: «Мы вот доверили нашего ребенка вашей школе, а где гарантия, что в классе соблюдается уровень шума в случае, если в соседнем доме начнется капитальная реконструкция?» При этом такой мужчина готов съездить в «Икею» и привезти беруши на всех учеников. Даже в рабочее время съездить, что сразу начинает вызывать подозрения в его востребованности.

Женщина, его жена, представлена растрепанной и со спущенной бретелькой, что мягко намекает на сексуальность. Муж может не иметь сексуальности в общественном сознании, он и так пострадал, а жене надо все-таки. При этом слегка (но в меру) изможденное лицо жены как бы намекает о большом знании о банковских продуктах. Видать, ипотеку выбирали ночами, гуглили до посинения костяшек клавиатуры, но лучше «Сбера» не нашли, и в большом знании большая печаль сыскалась.

Котика выпускают, он неуверенно идет в новую квартиру, видимо, предвидя ежемесячные платежи, что вызывает радость участников ролика. Затем — тоже дрожащей камерой — «ты помнишь, как все начиналось» — означенные граждане берут кредит.

Мне вот тут на мобильный телефон тоже пришло предложение от Грефа. Даже два. Первое было: «Евгений! Мы одобрили вам кредит на 200 тыс. и на 10 лет! Ваш ежемесячный платеж всего 20 тыс.!». Спасибо. Я так признателен. Но у меня была неплохая учительница математики. Она часто опаздывала на уроки, а еще кричала и как-то разбила указку (пластиковую) о доску. Но она научила нас, что 20 тыс. за 10 месяцев — это 200 тыс., но при чем тут 10 лет? Может, конечно, это был не «Сбер», а какие-то аферисты.

Вторая СМС была как раз про ипотеку. Я ее удалил, не читая. Вот странно. Сообщения из ювелирного магазина, куда я один раз зашел по трагической ошибке лет пять назад, я хотя бы читаю. Про ипотеку — даже читать не стал. Тут, конечно, и предубеждение от первого сообщения. И знание, как вообще должен быть устроен мир ипотеки.

Дорогой Греф Герман Оскарович! Кстати, мы немного знакомы лично, так что, может быть, ответите. А почему вы в Турции даете ипотеку под 2—3%? Почему в странах проклятого Запада она в тех же пределах? И почему у нас так, как есть?

Вы можете подумать, что я пожалел молодую семью, рассуждая о жилищном кредите. Беременная жена без образования, прыщавый муж, ужас в глазах. Нет, их я не пожалел. Я пожалел котиков, ибо не ведают, что творят. Котиков в рекламе сняли, они и рады. Злоупотребление доверием, однако же.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции