Реестры многих российских стратегически значимых предприятий ведет дочерняя компания австралийской группы Computershare. Регистратор может прекратить обслуживание российских компаний, если они подпадут под австралийские санкции. Такое отключение может привести к панике на российском фондовом рынке.

Основной удар американских и европейских санкций приходится на финансовую отрасль. Санкции, направленные против российского финансового сектора, ужесточаются. Каждая новая волна бьет сильнее предыдущей. 18 сентября Европарламент одобрил резолюцию с рекомендацией исключить Россию из системы SWIFT.

Государство реагирует на санкции, адаптируя законодательство к изменениям политической ситуации, повышая устойчивость национальной финансовой системы к внешним угрозам.

Так, в ответ на блокировку Visa и MasterCard карт банка «Россия», СМП Банка и их дочерних банков приняты поправки в закон «О национальной платежной системе», направленные на создание российской платежной системы, с расчетными и клиринговыми центрами, находящимися на территории России.

В ответ на отзыв международными рейтинговыми агентствами рейтингов у банков, подпавших под санкции (24 марта Moody’s отозвало рейтинги Собинбанка – стопроцентной «дочки» банка «Россия»; Standard & Poor’s 26 марта приостановило рейтингование банка «Россия»; Moody’s 29 апреля отозвало рейтинги у СМП Банка), а также на снижение рейтингов России и ряда российских компаний и банков, обсуждается создание национального рейтингового агентства.

В ответ на угрозу отключения России от SWIFT Минфин обсуждает идею создания российского аналога этой системы. Рассматриваются меры контроля со стороны государства над SWIFT, а также над Bloomberg и Reuters, предоставляющими доступ к торговым платформам и рыночной информации.

Действия по защите стабильности национального финансового рынка подчиняются двум основным идеям: во-первых, критически значимые элементы инфраструктуры национального финансового рынка должны находиться на территории России (оптимально – под контролем резидентов); во-вторых, прекращение работы этих элементов, «саботаж» должны наказываться существенными штрафами. Базирование существенных элементов инфраструктуры на территории стран, конфликтующих с Россией, создает возможность дополнительного давления на российскую политику.

Между тем на периферии финансов, в «Замкадье» фондового рынка ютятся незаметные, но чрезвычайно важные элементы его инфраструктуры – компании-регистраторы, ведущие реестры акционеров. Если регистраторы прекратят обслуживание ключевых компаний страны, это отключение вызовет хаос на финансовом рынке и экономический кризис по модели кризиса 2008–2009 годов: массовые маржин-коллы, кризис ликвидности, кризис «плохих» долгов и рецессию.

Оказывается, крупнейшая российская компания-регистратор – ЗАО «Компьютершер Регистратор» – является дочерней компанией австралийской компании Computershare. Клиенты «Компьютершер» – «Норильский Никель», «ЛУКОЙЛ», «Аэрофлот», «Новатэк», «Полюс Золото», «Мечел», «Разгуляй», СУЭК, «Новороссийское морское пароходство», «Уралкалий», «МТС», «ВымпелКом», «Мегафон», «Трансаэро», ОГК-5, ОГК-3, «Кузбассэнерго», банк «Открытие» и др. По информации главы группы Computershare в России Сергея Бережного, клиентами группы в нашей стране являются более 2 700 акционерных обществ. Она обслуживает более 6 млн лицевых счетов. Вес клиентов группы в индексе ММВБ-РТС составляет около 30%. Кстати, отдельный вопрос: почему ФАС допустила столь существенную концентрацию?

Computershare на протяжении нескольких лет агрессивно наращивает свое присутствие в России путем демпинга цен на свои услуги и поглощения крупных российских регистраторов. Так, c 25 марта 2013 года в группу Computershare входит ЗАО «Единый регистратор». 7 июля 2014 года к ЗАО «Компьютершер Регистратор» было присоединено ОАО «Регистратор НИКойл». Группа Computershare нацелена на привлечение системообразующих российских эмитентов, в том числе с государственным участием.

Между тем Австралия, входящая в Содружество наций, как и Великобритания, негативно настроена по отношению к России. Нельзя исключить того, что в случае принятия санкций против компаний, реестры которых ведут компании-регистраторы группы Computershare, обслуживание этих эмитентов прекратится. Несмотря на то, что на сайте «Компьютершер» заявлено: «Любое резкое и незаконное прекращение предоставляемых российским клиентам услуг абсолютно исключено, не может и не будет иметь место ни при каких обстоятельствах». Если эмитент, обслуживаемый этой компанией, попадет под соответствующие австралийские санкции, каким образом регистратор, принадлежащий австралийской группе, может отказаться от выполнения этих санкций? Ведь группа имеет право давать обязательные указания своей дочерней компании.

Поскольку многие из эмитентов, обслуживаемых «Компьютершер», являются стратегически значимыми для экономики страны, было бы разумно подумать о соответствующей реформе законодательства, регулирующего деятельность компаний-регистраторов.

«Для оценки существенно возросших рисков деятельности иностранных регистраторов на российском рынке финансовых услуг и выработки адекватных защитных мер комитетом Госдумы по вопросам собственности создана специальная рабочая группа, к участию в которой будут привлечены представители других думских комитетов, а также представители регулирующих органов и силовых структур», – сообщила пресс-служба комитета. Председатель комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов заявил: «Мы намерены поставить вопрос о переводе наших стратегически значимых предприятий на обслуживание в контролируемые государством российские компании-регистраторы с целью обеспечения надлежащего уровня контроля, безопасности и соответствующей конфиденциальности». Тем более что на рынке действуют компании-регистраторы «Статус» и «ВТБ-Регистратор», принадлежащие госбанкам.

Конечно, в деле поиска «иностранных агентов» не следует скатываться в истерику и паранойю, но в условиях возросших внешних угроз необходимо адекватно защищать национальный финансовый рынок. Разумно не только реагировать на реализовавшиеся или возникающие угрозы, но также выявлять и потенциальные угрозы финансовой стабильности страны, определять наиболее уязвимые элементы финансовой инфраструктуры. Необходимо работать на упреждение.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции