Живем в большом государстве – значит, и экономические субъекты должны быть соответствующими. Большими, то есть. Наверное, это логично. Большие банки выдают большие кредиты крупным компаниям, те реализуют крупные инвестиционные проекты, прокладывают трубопроводы для нефти и газа, планируют транспортные коридоры, строят порты и заводы, осваивают месторождения полезных ископаемых. Все это, конечно, во благо России и тешит нашу державную гордость, кто же спорит. Но когда в игру вступают санкции, то появляется больше возможности, извините, прицельного боя по самым крупным компаниям и банкам. Стоит враг у ворот – то есть, конечно, по новой терминологии он партнер, – а у нас все яйца в одной корзине.

Конечно, крупным объектам экономики и помогать легче в случае чего – не в том смысле, что дешевле, конечно, а что не так хлопотно. Если у тебя десять тысяч предприятий и все есть просят, а денег всего триллион какой-то несчастный, то поневоле приобретешь головную боль – чьи запросы удовлетворить целиком, кому дать половину, а кому и вовсе ничего. Иное дело с «Роснефтью». Пришел Игорь Сечин и, не мелочась, попросил сразу полтора триллиона рублей из Фонда национального благосостояния. Не безвозмездно попросил, конечно, а с возвратом. Да и деньги пойдут не на возврат долгов, а на инвестиционные проекты освоения дальневосточных месторождений. Окупаемость пообещал хорошую: «Думаю, что если мы на три — три с половиной умножим наши инвестиции в развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока, это будет правильно». И нельзя не дать. Ну если не все полтора триллиона, то часть-то можно, конечно. Триллион, например. И проблем никаких с инвестированием. «Где, — спросят сомневающиеся, — наше национальное благосостояние?» — «Прирастает. Вот у нас и бумажки есть, десятилетние».

Всегда было интересно, что было бы, начни российская экономика развиваться не по принципу «чем крупнее, тем лучше», повторяя опыт советского народного хозяйства, а, напротив, исходя из разукрупнения. Много мелких рыбешек в озере вместо нескольких пожравших всех акул. Может быть, сейчас у малого и среднего бизнеса появился шанс на то, чтобы «выстрелить» и занять более-менее приличную долю в российской экономике? Когда на всех акул спущены санкции, стоит попробовать выстроить экономику не сверху, а снизу. Если право Министерство экономического развития и предприятия МСБ нуждаются «всего» в одном долгосрочном триллионе – дать им этот триллион и предоставить режим наибольшего благоприятствования?

Лет пять-семь назад, еще до наступления кризиса, когда стало понятно, что крупные государственные банки – это надолго и конкурировать с ними даже средним банкам совершенно невозможно, банкиры пытались осваивать альтернативные ниши, в которые госбанки еще не пришли. В том числе кредитование МСБ. Но тогда почему-то пошло не очень. Казалось, что малый и средний бизнес и банки, занимающиеся раздачей кредитов, существуют в параллельных вселенных. Банки говорили, что облагодетельствовали всех, при этом предприниматели жаловались, что занять деньги совершенно невозможно. По статистике ЦБ, в 2009 году субъектам малого и среднего предпринимательства было выдано 3 трлн рублей, в 2010 году – 4,7 трлн, в 2011-м – 6,1 трлн, в 2012-м – 6,9 трлн, в 2013-м – 8 трлн. Рост, в общем, далек от взрывообразного и в процентном отношении снижается. В текущем году по состоянию на 1 августа выдано нарастающим итогом 4,5 трлн, а год назад на эту же дату – 4,3 трлн рублей. Спрос исчерпан?

Между тем импортозамещение (по меньшей мере в части продовольствия, а не оборонки) можно было бы поручить именно малому и среднему бизнесу. Только когда речь заходит о потребностях торговли, телевизор стабильно показывает успехи крупных вертикально интегрированных агропромышленных компаний, а фермеров среди героев дня как не было, так и нет. О громко презентованном четыре месяца назад Агентстве кредитных гарантий (с уставным фондом 50 млрд рублей) что-то ничего не слышно – на весьма скромном сайте в закупках только заказы на разработку сайта, доработку логотипа и т. п. Понятно, что не до мелочей сейчас никому – такие дела творятся, какие там семечки. Нет, кроме шуток – понятно, что МСБ не вытянет импортозамещение в оборонной промышленности, которая опять стала нашей единственной защитой и опорой. Но я бы пожертвовал Фонд национального благосостояния на долгосрочные кредиты малым сим, чтобы посмотреть, что из этого может получиться через пять лет. Поскольку то, что с этими деньгами сделает «Роснефть», если дадут, достаточно предсказуемо и скучно. Даже если это и окажется более эффективно. И банкам как посредникам досталось бы куда больше, кстати.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции