Механизм госгарантий в России часто не работает. Проблема в том, что регионы не хотят отвечать по своим финансовым обязательствам. Безответственные действия региональных чиновников ставят под угрозу важный механизм госгарантий, который должен способствовать развитию российской экономики.

Современная Россия находится на грани кризиса, в том числе из-за западных санкций. Наша экономика из фазы стагнации может перейти в фазу рецессии. Как лечить экономику? Один из рецептов известен со времен Великой депрессии.

В 1933–1936 годах администрация президента Рузвельта с целью вывода Америки из кризиса проводила экономическую политику, получившую название «Новый курс». В частности, эта политика предусматривала государственное финансирование строительства инфраструктурных проектов. Построенные тогда дороги и мосты действуют до сих пор.

В чем суть рецепта «Нового курса»? Рост госрасходов, в частности на инфраструктурные проекты, способствует росту ВВП. Побочным эффектом реализации инфраструктурных проектов является рост экономики в регионах, охваченных этими проектами, например, из-за снижения транспортных издержек. Государственные инфраструктурные проекты могут стать одним из локомотивов, способных вытащить экономику России из болота стагнации.

8 октября в Новосибирске на заседании президиума Госсовета по вопросам совершенствования сети автодорог президент России Владимир Путин сказал: «Построены сложнейшие дорожные объекты для Олимпийских игр в Сочи […], для саммита АТЭС во Владивостоке, Универсиады в Казани и так далее. Завершена программа достройки шестнадцати так называемых внеклассных мостов индивидуального проектирования через крупные реки России. Их сооружение было начато еще в советский период, потом заморожено, практически брошено – мы к этому вернулись и все достроили. До конца 2018 года нам предстоит реализовать еще один сложнейший мостовой переход – переход через Керченский пролив».

Банки выступают в качестве важного звена финансирования этих проектов. Однако система финансирования строительства инфраструктурных проектов дает сбои, чреватые огромными убытками для банков.

На том же заседании президиума Госсовета глава ВТБ Андрей Костин сказал о том, что сегодня у крупнейших ведущих банков «возникла очень острая проблема, связанная с предоставлением гарантий по выполнению подрядных работ по строительству инфраструктурных проектов в соответствии с федеральным законом № 44, который был введен в январе этого года». В итоге по этому году, по ожиданиям Костина, «потери ведущих российских банков составят десятки миллиардов рублей».

Речь идет о федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Обращаясь к Владимиру Путину, глава ВТБ сказал: «У нас какая просьба? Просто рассмотреть возможность, чтобы правительство совместно с банками посмотрело на систему гарантий, которая существует. Просто сегодня у нас вообще мотивации гарантии выставлять нет. Крупнейшие банки – ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк – деньги теряют на этом деле, и ситуация очень серьезная реально сложилась».

Рынок гарантий интенсивно развивается. На 1 октября 2014 года объем выданных банками гарантий вырос за год на 31,1% до 5,7 трлн рублей, объем полученных банками гарантий – на 25,8% до 91,8 трлн рублей. Для сравнения: размер активов банковской системы на эту дату составил 64,1 трлн рублей. Однако у рынка гарантий есть серьезные проблемы.

Вот пример того, как банки теряют деньги на гарантиях по финансированию строительства инфраструктурных проектов. В Хабаровском крае работает крупное предприятие «Аркаим». Оно занимается лесозаготовкой, имеет несколько заводов, огромный автопарк и даже свою флотилию. До кризиса регион делал ставку на его развитие, в результате чего предприятие развивалось быстрыми темпами. Потом экономическая ситуация начала ухудшаться, были сняты ограничения на экспорт круглого леса, и у предприятия начались проблемы.

ВТБ предоставил ООО «СП «Аркаим» кредиты на сумму 745 млн рублей. Часть обязательств (по договору, заключенному в 2009 году, основной долг в 521,9 млн рублей и проценты) обеспечены гарантией Хабаровского края. Кроме того, «Аркаим» должен ВЭБу, Сбербанку, банку «Возрождение» и Россельхозбанку более 15 млрд рублей.

Объем бизнеса «Аркаима» по итогам 2013 года существенно сократился. Возникла большая задолженность по зарплате. В настоящее время деревообрабатывающее производство фактически остановлено из-за нехватки оборотных средств.

Дело о банкротстве «Аркаима» рассматривается в Арбитражном суде Хабаровского края. 26 мая 2014 года в отношении этого предприятия введена процедура наблюдения. 20 августа 2014 года ВТБ направил правительству Хабаровского края требование о платеже по гарантии Хабаровского края. Однако правительство края отказалось платить по гарантии. В итоге 24 октября ВТБ подал в суд о взыскании платежа по гарантии.

Это частное дело указывает на несовершенство механизма госгарантий. Получается, то, что обсуждает на Госсовете президент страны, для конкретного региона и его руководства вовсе не указ.

Институт госгарантий предназначен для развития крупных проектов, прежде всего инфраструктурных. Гарантия того, что банк получит свои деньги, даже если у предприятия возникнут проблемы, позволяет кредитовать под более низкий процент. Однако на деле механизм часто не работает, так как регионы не хотят отвечать по своим гарантиям. Безответственные действия региональных чиновников ставят под угрозу важный механизм госгарантий, который должен способствовать развитию страны.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции