На днях были приняты поправки в статью 136 Трудового кодекса, согласно которым отменяется так называемое зарплатное рабство – положение, по которому работодатель обладал правом выбирать банк для перечисления зарплаты своему работнику. Предполагается, что теперь сотрудники смогут требовать перевода зарплаты в удобный им банк.

На мой взгляд, это некая популистская тема. На самом деле, как показывает практика, и до этих изменений работники могли переводить зарплату в «свой» банк. Для этого было достаточно договориться с бухгалтерией и написать соответствующее заявление. И сейчас, по сути, ситуация не изменится кардинальным образом.

Продвинутые пользователи, которые не хотели пользоваться зарплатной картой, решали эти проблемы самостоятельно без помощи бухгалтерии. Например, заводили карту в своем любимом банке и переводили туда денежные средства через интернет-банк или просто вносили на карту наличные. Всегда были и есть способы реализовать свое желание получать деньги в удобном вам банке. Зато какое модное словосочетание – «зарплатное рабство», а теперь нас от этого рабства освобождают.

Другое дело, что как прежде, так и сейчас работодателю невыгодно и неудобно переводить зарплаты своих сотрудников в разные банки. Поэтому бухгалтеры всегда будут против, и это совершенно логично. Представьте себе: если раньше бухгалтерия в рамках зарплатного проекта делала одну платежку и один реестр, а потом отправляла в банк средства на зачисление заработной платы, то теперь по каждому такому заявлению нужно сформировать отдельное платежное поручение и заплатить банку за его исполнение.

Я не ожидаю массовых переводов зарплат клиентов из одного банка в другой, но не исключаю того, что некоторые кредитные организации могут попытаться воспользоваться этими поправками в Трудовой кодекс – например, начнут предлагать розничные кредиты по более выгодным ставкам при условии перевода зарплаты на свою карту.

Ведь сейчас зарплатные клиенты очень важны для любого банка, так как являются основой для осуществления кросс-продаж по любым другим продуктам. Это раньше 80– 90% «зарплатников» два раза в месяц снимали наличные и на этом заканчивали все операции с картой и банком. Сейчас все изменилось. Зарплатные клиенты тоже платят картами в торговых точках, и таких людей не так мало. Зарплатные клиенты далеко не всегда снимают зарплату «под ноль» с карты, а значит, эти деньги оседают на счетах. Пусть это короткие пассивы, но все же они остаются у банка на некоторое время. Опять же кредитки или карты с овердрафтом банки сейчас предлагают преимущественно «зарплатникам». То же самое касается и условий по потребительским кредитам: для зарплатных клиентов, они, как правило, лучше, чем для «уличных».

Стоит ли ожидать в условиях кризиса большей лояльности к зарплатным клиентам со стороны банков? Я так не думаю. Если банк изначально не ориентировался на зарплатных клиентов как таковых и не делал это направление приоритетным для себя, сейчас менять свою политику не будет. А те, кто ориентирован на зарплатные проекты, вряд ли сможет предложить еще больше, чем уже есть сейчас.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции