Сообщения об отзыве лицензий у банков, рассказы о десятках фальшивых обменников и информация о проблемах клиентов Московского фондового центра — что между ними общего? Все эти новости об одном и том же — о резком росте рисков, связанных с контрагентами и посредниками. Как построить личную защиту от мошенничества и чужих ошибок?

Кладя деньги в банк, есть шанс получить меньший доход, чем хочется, но при отзыве лицензии последствия окажутся еще хуже. Обменять валюту можно не по самому выгодному курсу, но намного хуже, если вместо обменника ваши деньги примет мошенник, который с ними скроется. Торгуя акциями, можно потерять часть вложений, но намного хуже, если выяснится, что никаких акций у вас уже вообще нет, а брокер лишь разводит руками. Обидно принять неправильное решение, но в этом случае за последствия отвечаешь ты сам. Значительно обиднее, когда ты все просчитал правильно, но сбой возник из-за обмана или некомпетентности посредника, не имеющего к твоим решениям вообще никакого отношения.

В нормальной экономической ситуации такие происшествия редки, это сильное отклонение от обычной практики. Когда все хорошо, клиентам нет необходимости искать обходные пути и «особо выгодные варианты», а общий рост доходов и легкость ведения бизнеса скрывают системную слабость отдельных компаний. Зато во время кризиса и слабости, и мошенничества тут же становятся хорошо видны, а ничего не подозревающие расслабившиеся в хорошие времена клиенты неожиданно теряют деньги.

Сейчас много говорится об опасности принятия ошибочных решений: покупать доллары по нынешним ценам или нет, класть деньги на депозиты или подождать более высоких ставок, брать кредит в рублях, чтобы купить на него евро, или это слишком рискованно. Кто-то рассматривает удивительно высокие доходности российских облигаций и размышляет о страновых и корпоративных рисках, кто-то видит акции Сбербанка по 60 рублей и тянется к телефону, чтобы позвонить брокеру.

Но мало кто задумывается, что практически любое действие, связанное с финансами, проводится через посредника — обменник, банк, брокера, инвесткомпанию, интернет-кошелек, форекс-кухню, в конце концов. И риски, связанные с качеством работы посредника, в сложной ситуации становятся даже более значимыми, чем риски принятия неправильного инвестиционного решения. Эти риски надо осознавать, с ними надо работать, их надо стараться минимизировать (раз уж избежать все равно нельзя).

Способов минимизации рисков посредника несколько, но их надо использовать совместно, так как ни один в отдельности не дает приемлемого результата.

Во-первых, если есть проверенный временем постоянный партнер, который ранее не подводил, и высока вероятность, что и дальше он будет работать честно и качественно. Конечно, бывают сбои: тот же МФЦ — печальный тому пример. После многих лет успешной работы настал момент, когда клиенты все-таки пострадали. И тем не менее, если вы годами меняли валюту в определенном отделении банка и все было нормально, нет смысла реагировать на «очень привлекательный» курс, который поблизости выставляет только что появившаяся меняльная палатка.

Во-вторых, даже если вы давно работаете с банком, брокером или инвесткомпанией, стоит периодически интересоваться, что там происходит — не меняется ли начальство или акционеры, не повышаются ли вдруг тарифы, не сокращается ли количество отделений и т. п. Как раз в случае с МФЦ клиенты знали, что в руководстве компании происходят серьезные изменения, но не реагировали на это, полагая, что качество работы не ухудшится.

В-третьих, и в случае со старым посредником, и особенно при выборе нового надо обязательно проводить исследование в Интернете: что говорят его клиенты. Правильно оценивать отзывы — отдельное искусство. Люди всегда активнее высказывают негатив, поэтому для понимания реального соотношения «минусов» и «плюсов» количество положительных отзывов стоит умножать на пять, а то и на десять. И обращать внимание в первую очередь на конкретные «узкие» жалобы, а не на общие слова.

Наконец, в-четвертых, с сожалением стоит заметить, что в кризис лучше не рисковать, связываясь с новыми «инновационными» финансовыми посредниками и сервисами. Вероятность их выживания на сложном рынке намного меньше, чем вероятность выживания «старичков», повидавших на своем веку не один и не два кризиса.

Повторю: ни один из перечисленных советов не даст гарантии сохранности средств. Но их системное применение, вошедшее в привычку, поможет значительно снизить риски работы с деньгами.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции