Пенсионные средства российских граждан – иностранные активы Фонда национального благосостояния – могут быть заморожены из-за экспансии санкций. Поэтому разумно вывести средства фонда из-за рубежа и разместить их в российские активы.

Фонд национального благосостояния (ФНБ) является важной частью механизма пенсионного обеспечения россиян. Фонд был создан для финансирования пенсий в случае резкого ухудшения экономической ситуации, его предназначение — покрывать дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

На 1 декабря 2014 года объем средств фонда достиг 3,9 трлн рублей. Между тем над средствами фонда нависли как минимум три угрозы.

Первая угроза – перспектива замораживания российских активов за рубежом. Правительство РФ в 2008 году определило, что средства ФНБ могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции и Швеции. Между тем, все эти страны ввели санкции против России. Судя по всему, эти санкции всерьез и надолго. Так, 11 декабря сенат США принял «Акт о поддержке свободы Украины – 2014» — законопроект, позволяющий президенту Бараку Обаме вводить новые санкции против России. 15 декабря главы МИД стран — членов Евросоюза согласовали дополнительный пакет санкций против России. Экспансия санкций может привести к замораживанию российских активов, в том числе и иностранных активов ФНБ. США и ЕС заморозили активы Ирана, во времена правления Муаммара Каддафи были заморожены активы Ливии. Были заморожены также активы Северной Кореи.

Вторая угроза – риск ликвидности. Насколько доступны средства фонда? Не вложены ли они в такие проекты, из которых получить деньги обратно достаточно оперативно не удастся? Например, на многие годы оказались заморожены миллиарды долларов, направленные на строительство олимпийских объектов в Сочи.

Третья угроза – низкая эффективность. Как с точки зрения доходности, так и с точки зрения позитивного эффекта от инвестиций ФНБ для российской экономики. В частности, замораживание денег ФНБ в олимпийские объекты представляется сомнительной инвестицией с точки зрения не тольколиквидности, но и доходности. Еще более сомнительна покупка евробондов Украины на сумму 3 млрд долларов.

Эти угрозы необходимо учитывать при управлении средствами ФНБ. С учетом угрозы замораживания российских активов за рубежом разумно вывести средства фонда из-за рубежа и разместить их в российские активы. Средства ФНБ имеет смысл инвестировать в проекты, генерирующие адекватные денежные потоки, а не замораживать их в мегапроекты, сомнительные с точки зрения ликвидности и рентабельности.

Оптимально инвестировать средства ФНБ не напрямую, а через коммерческие банки, осуществляющие мониторинг эффективности инвестиций. Так одновременно можно «убить двух зайцев»: помимо задачи мониторинга, эта схема «сквозного финансирования» решает и задачу поддержки банков, попавших под санкции.

Схема может быть опробована на проекте «Новатэка», просившего до 150 млрд рублей на «Ямал СПГ». Деньги могут быть получены компанией уже в январе. «Новатэк» – одна из российских компаний, которым США закрыли доступ к долгосрочным кредитам. Проект «Ямал СПГ» предполагает строительство завода по сжижению газа проектной мощностью в 16,5 млн тонн в год. Запуск первой очереди запланирован на 2017 год. Общая стоимость проекта – около 27 млрд долларов.

Если эти деньги, например, пойдут через ВТБ, то это позволит банку нарастить капитал. Для справки: на 1 ноября достаточность капитала Н1.0 ВТБ вплотную приблизилась к порогу 10% и составила 10,06%. Без увеличения этого норматива ВТБ прекратит кредитовать российскую экономику. В этом не заинтересованы ни правительство, ни компании, ни сам ВТБ.

Важно отметить, что, согласно стандартам МСФО, у ВТБ нет проблем с капиталом. Так, на 1 октября 2014 года показатель CAR (Capital Adequacy Ratio – норматив достаточности капитала) был равен 12,2%, Tier 1 capital ratio (норматив достаточности капитала 1-го уровня) составлял 11%. Но РСБУ оценивает банки, входящие в банковскую группу, по отдельности. Необходимо продолжить работу над тем, чтобы холдинговые структуры учитывались в РСБУ именно как холдинги, то есть приблизить российскую отчетность к международной. Россия крайне быстро вводит нормативы «Базеля III». Насколько нужно так торопиться – открытый вопрос. Но если мы так стремимся к самым последним модам мировых стандартов, то, возможно, следует учитывать группы так, как это принято в развитых странах.

Государство придумало эффективную схему перераспределения денег, которая решает сразу две проблемы: улучшает показатели банковской системы и позволяет финансировать строительство инфраструктурных объектов. Как именно будут передаваться деньги ФНБ банкам – вопрос пока открытый: либо в форме покупки привилегированных акций, либо через предоставление субординированных кредитов.

Напомню, фонд был создан для финансирования пенсий в случае резкого ухудшения экономической ситуации. И вот ситуация начала резко ухудшаться из-за российско-украинского конфликта, санкций и падения нефтяных цен. Поэтому настало время распечатать кубышку Фонда национального благосостояния. Но не растранжирить эти деньги, а инвестировать их максимально эффективно в российскую экономику, обеспечив надежность и возвратность этих инвестиций.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции