В Госдуму поступил законопроект, и, скорее всего, его ждет быстрая и блестящая судьба. Документ – о том, что рейтинговые агентства, в том числе международные, в том числе из страшной и ужасной «большой тройки», не смогут теперь работать в России просто так. Им надо прийти в ЦБ. Зарегистрироваться. Заплатить деньги. Закрыть прямые филиалы. Открыть российское юрлицо. И отныне подчиняться нашим внутренним правилам, а самое главное из них – не менять, не отзывать рейтинги из-за позиции иностранных государств. Пускай против нашей страны объявляют санкции. Пускай нашим банкам стало невозможно занимать за рубежом. Мы не хотим этого видеть. Мы сделаем вид, что этого ничего нет. А кто не хочет делать вид – пусть пакует чемоданы.

Финансовый омбудсмен Павел Медведев остроумно сравнивает это с градусником, на котором навечно 36,6. Градусником, который решает все проблемы нашего здравоохранения. Так и рейтинговые агентства, отбросив свойственную им наглость, преисполнятся стыда. Хотите оценивать Россию – цените ее.

Самый большой враг российских чиновников от экономики – это, безусловно, зеркала. Если проанализировать действия чиновников, получится, что львиная доля их усилий направлена на борьбу с одними зеркалами и на создание других, на которых уже все, что надо, заранее нарисовано. Проще всего было с Росстатом, который и не думал сопротивляться (хотя парочка скандалов все же была). Правительство лишилось правдивой статистики, но я не помню, чтобы хоть одна слезинка пролилась по этому поводу. Затем пришел черед международных рейтингов, черед плотной работы со Всемирным банком, который в своих рейтингах ставит Россию все выше (мог бы, кстати, сразу поднять нашу страну на Олимп, зачем вот эта имитация работы и раздумий). Дошло наконец и до рейтинговых агентств.

Еще летом обозначилось намерение ЦБ не учитывать снижение иностранными агентствами рейтинга наших банков, а учитывать только их повышение. Это очень приятная история, когда как минимум ситуация не ухудшается. Ситуация стабильна, стабильна по определению, осталось только сделать титаническое усилие и ее улучшить. Уже тогда появился вариант законопроекта от Минфина. Новый, разработанный в недрах профильного комитета Госдумы, словно списан с минфиновского, но уже внесен в Думу. Видимо, Минфин проект-то разработал, но вносить боялся. Иначе не объяснить появление законопроектов-близнецов. И хотя переходный период там обозначен приличный, два года, это вряд ли ставка на то, что через два года санкции закончатся и законопроект потеряет актуальность. Это скорее пряник в сторону мировых рейтинговых агентств. Время, мол, у вас есть. Перестраивайтесь. Очищайтесь от скверны. И идите к нам под юрисдикцию.

Реестр рейтинговых агентств вполне мог бы вести Минфин, но это будет делать именно ЦБ, что превращает Центробанк уже окончательно в мегарегулятора. Можно увидеть в этом амбиции нынешнего руководящего состава ЦБ, и это будет верно. Можно также констатировать, что верховная власть доверяет, пожалуй, только ЦБ, вот и навешивает на него полномочие за полномочием. И это тоже будет верно. Можно подумать, что ЦБ не справится, но это ложное мнение. ЦБ справится со всем, поскольку, лишенный критического взгляда со стороны и гражданского контроля, он – всегда молодец, а кто его критикует – скрытые коммунисты.

На месте агентств «большой тройки» я бы покинул столь «перспективный» рынок с гордо поднятой головой, потому что репутация рейтинговому агентству, по идее, дороже чего бы то ни было. И давал бы страновую оценку России со стороны. Россия может привлечь китайские или сербские рейтинговые агентства и уверять весь мир, что друзья не станут врать, но по факту наша прекрасная экономика окажется изгоем до той поры, пока чиновники не возьмутся за ум.

Поступят или нет агентства именно таким образом, я не знаю. Если нет, если останутся, значит, все, что говорят об их репутации, – просто болтовня. И копеечка дороже. Даже с узкого российского рынка.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции