В середине недели произошло несколько событий, «удачное» сочетание которых демонстрирует, к чему приводит забота правительства о подопечных гражданах. И не важно, будет ли сегодня принято «окончательное решение» о будущем пенсионеров: это будущее просматривается и без него.

В российском правительстве наступает пора решительных сражений за будущее пенсионной системы. Речь идет о сотнях миллиардов рублей накопительной части пенсионных отчислений ежегодно, которые до недавних пор поступали в распоряжение пенсионных фондов и инвестировались в экономику. Два года назад правительство решило «временно» отнять очередной годовой платеж у фондов и сохранить его в бюджете, а год назад провернуло эту операцию еще раз. Взамен будущие пенсионеры получили увеличение виртуальных обязательств государства перед ними. Правительство как бы сказало работающим и платящим взносы людям: «Реальные деньги мы сейчас забираем, зато записываем вам на пенсионный счет что-то вроде дополнительных «трудодней», которые будут как-нибудь монетизированы после вашего выхода на пенсию». Теперь пришло время решить, не пора ли временную меру сделать постоянным правилом.

По этому вопросу правительство разделилось на два лагеря: финансовый блок (Минфин и Минэкономики) хочет все оставить по-прежнему: каждый работающий, помимо выплаты государству оброка в виде страховой части пенсии, владеет также и реальными деньгами, инвестированными в активы через пенсионные фонды. Эту точку зрения поддерживает и формально не входящий в правительство, но весьма влиятельный Алексей Кудрин. Социальный блок (Минтруд и вице-премьер Ольга Голодец), в свою очередь, жаждет построить полностью распределительную систему, в которой государство само решает, сколько и кому платить после выхода на пенсию.

В позиции социального блока есть своя логика. Инвестирование накоплений сопряжено с риском: рынки имеют обыкновение падать, управляющие компании и частные пенсионные фонды могут ошибаться, а значит, никаких гарантий устойчивого прироста пенсионного капитала нет. Более того, при неудачном стечении обстоятельств будущий пенсионер может потерять часть накопленного, и никто эти потери не компенсирует. В случае же распределительной системы, когда к выходу на пенсию у человека нет никакого реального счета, зато есть условные обязательства государства, зависящие от накопленных «баллов», «выслуги лет», «стажа» и прочих параметров, размер пенсии будет зависеть только от воли чиновников, а не от непредсказуемых финансовых рынков.

Как не совсем удачно выразилась Ольга Голодец, 19 марта может быть принято «окончательное решение» по пенсионному вопросу. Сложно сказать, насколько случайна эта зловещая оговорка, но решение правительства действительно может напоминать Endlösung для будущих пенсионеров, ныне честно платящих огромные пенсионные отчисления. Почему?

При распределительной системе пенсионер должен рассчитывать, что государство отнесется к нему по справедливости и выполнит явные и неявные обязательства. Насколько разумно строить свое будущее на таких расчетах? Как раз на фоне принятия судьбоносных решений государство дало нам ясный и недвусмысленный ответ, отказавшись правильно индексировать действующие социальные обязательства.

На сегодняшний день 24 федеральных закона требуют от правительства регулярной индексации по уровню ожидаемой инфляции некоторых зарплат, социальных пособий и выплат. Это прямое обязательство государства: обещание, данное людям, пошедшим работать на не самые выгодные должности или имеющим право на получение социальных пособий. Тот самый механизм защиты, который лежит в основе понятия «социальное государство».

В принятом бюджете на 2015 год заложен прогноз инфляции в 5,5%. Сегодня понятно, что это совершенно не имеющая отношения к действительности величина. Текущий прогноз в скорректированном бюджете составляет 12,2%, что тоже, конечно, смешно, но все-таки несколько ближе к реальности. К тому же вполне возможно, что прогноз будет пересмотрен в сторону повышения. Зарплаты и социальные выплаты должны быть повышены в соответствии с официальным прогнозируемым уровнем инфляции, но чиновникам показалось, что поднимать их даже на 12,2% на фоне кризиса будет слишком жирно. Надо строить Крымский мост, финансировать Южную Осетию, задабривать Чечню и готовить чемпионат мира по футболу — 2018. Да и вообще, страна в кольце врагов, а тут какие-то социальные выплаты.

Правительство, согласно «Коммерсанту», предлагало вообще отказаться от индексации в 2015 году для наиболее обеспеченных из социального списка (военных, судей и т. п.), а остальным поднять выплаты на 5,5%. Это предложение не прошло, и на текущий момент достигнута договоренность с Думой о том, что все положенные зарплаты и социальные выплаты будут проиндексированы на 5,5%. Как бы компромисс: не такое жесткое решение, как хотели изначально, но и не полная компенсация, как должны были сделать по закону. На деле же принципиальной разницы между 0% и 5,5% нет: в обоих случаях это нарушение взятых на себя ранее обязательств. Власть показала, что она хозяйка своего слова: хочет даст, хочет — возьмет обратно.

Можно ли верить государству, которое так легко обращается со своими обязательствами? Сегодня или в следующий раз, когда чиновники будут решать, отказываться ли от накопительной пенсионной системы, стоит помнить: это те самые чиновники, которые только что отказались от индексации социальных выплат. Если будущих пенсионеров лишат накопительной части, их действительно будет ожидать окончательное решение вопроса с пенсиями. Нет нормальных пенсий — нет и вопроса.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции