Согласно исследованию, проведенному Группой «Ренессанс страхование» и исследовательским центром портала Superjob, который в марте 2015 года опросил 1000 представителей отечественных компаний-работодателей, несмотря на кризис, спрос на соцпакет не претерпел существенных изменений.

По нашим оценкам, только 9% работодателей в 2015 году сократили расходы на соцпакет. Для сравнения: в кризис 2008 года этот показатель был значительно выше и составил 30%. Тогда добровольное медицинское страхование стало основной статьей расходов на персонал в банках, инвестиционных и страховых компаниях, которую сокращали в первую очередь.

Затраты на ДМС в 2015 году возросли в каждой пятой компании, оплачивающей полис добровольного медицинского страхования своим сотрудникам. Большинство российских работодателей (62%) в 2015 году не оплачивают услуги по ДМС своим работникам. Некоторые компании отказались от ДМС в связи с непростой экономической ситуацией: «На это нет бюджета». Однако большая часть организаций и ранее не включала ДМС в состав компенсационного пакета: «В компании нет и не было ДМС». 14% представителей работодателей отмечают, что затраты на ДМС для их компании в 2015 году не изменились.

2% менеджеров по персоналу отмечают сокращение затрат компании на ДМС в 2015 году. Среди компаний, у которых ДМС было включено в состав компенсационного пакета, это 9%.

По нашим наблюдениям, до 85% объема сегмента ДМС занимает корпоративное страхование. Условно структура спроса на ДМС выглядит следующим образом: высокотехнологичный бизнес – 7%, производство – 15%, продажи – 20%, кредитные и финансовые организации — 40%, другое – 18%.

Организации финансового сектора остаются одними из ключевых потребителей соцпакета. Они формируют не только спрос на эту услугу, но и ее развитие. Например, в 2015 году среди наших клиентов ни один банк не отказался от соцпакета. Однако около 15% из них с начала этого года постарались оптимизировать его наполнение. В основном был сокращен выбор лечебных учреждений. Кредитные учреждения отказывались от страхования родственников своих сотрудников. Были исключены беременность, роды и другие дорогостоящие дополнительные опции. Таким образом, банки убрали опции, за счет которых сами расширяли свой соцпакет в течение последних нескольких «тучных» лет.

Обновленный соцпакет кредитных организаций стал более гибким и экономичным.

Банки стали пользоваться консалтинговыми услугами страховых компаний, которые сопровождают сделку с любым крупным страховщиком. Проводят аудит своих страховых программ, сравнительный анализ покрытий и программ, готовы рассматривать альтернативные предложения.

Охотнее идут банки и на эксперименты. Например, на период пересмотра страховых программ для нивелирования возможной негативной реакции со стороны персонала мы предлагаем для банков профилактические программы, демонстрирующие сотрудникам клиентов заботу работодателя об их здоровье и настроении. Такого рода решения предоставляют банкам еще один инструмент повышения лояльности персонала.

Среди тенденций 2015 года можно также отметить спрос на соцпакет из регионов. Однако говорить о формировании новой тенденции на данный момент сложно. Пока мы видим, что этот спрос в основном сформирован за счет того, что организации финансового сектора распространяют свой соцпакет на ряд категорий региональных сотрудников.

Очевидно, что финансовые компании стали более рационально подходить к распределению «благ», предоставляемых сотрудникам благодаря соцпакету. В нашей практике есть случаи, когда соцпакет распределялся среди так называемых «звезд» офиса и сокращался для топ-менеджеров. Речь идет о сотрудниках, обладающих уникальными компетенциями. Обычно такие сотрудники давно работают на своем месте и отвечают за большой фронт работы. Их уход может обернуться не только материальными и нематериальными потерями для бизнеса, но и необходимостью брать на это место уже нескольких сотрудников, на обучение которых придется потратить время. Причем такие специалисты могут работать в бухгалтерии, IT или продажах.

В своей практике мы стали сталкиваться с ситуациями, когда соцпакет для «звезд» по своей стоимости и наполнению находится на уровне предложения для топ-менежеров нашего клиента.

Банки находятся в поисках новых идей для мотивации таких сотрудников, и соцпакет – одно из наиболее эффективных и экономичных для работодателя решений.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции