В Перми клиент Сбербанка попытался обернуть в свою пользу ошибку системы, установившей курс датской кроны в десять раз меньше, чем было нужно, из-за перехода стоимости валюты от двузначных к трехзначным числам. Сама история произошла в декабре, но всплыла только в мае, когда дело дошло до суда. Клиенту Алексею Иванцову «честно заработанных» крон, конечно же, не вернули. Ну и закрутилась обычная юридическая петрушка. Рассмотрения дела еще не было, но шансы выиграть у Сбербанка эксперты признали ничтожными: злоупотребление правом налицо, ну и вообще – «он же памятник», наш Сбербанк.

Иногда банки ошибаются, да. Чаще это происходит не в пользу клиента, но про такие случаи читать не очень интересно. Деньги ушли не на тот счет, карточку заблокировали на отдыхе, банкомат обсчитал при снятии денег – подобные случаи, наверное, может вспомнить любой клиент. Путь исправления ошибки долог, компенсаций никаких. В лучшем случае перед тобой извинятся в отделении: примите наши уверения в совершеннейшем почтении. Ну и до свидания. Такие истории только убеждают в несовершенстве мира самого пострадавшего и побуждают сменить банк, причем без гарантии, что в новом будет лучше. Бытовуха, которая уже никому не интересна.

Ситуации, когда банк ошибается якобы в вашу пользу, случаются гораздо реже и воспринимаются с большим интересом. Это то же самое, что игра в лотерею, где ты понимаешь, что шансы на собственный успех мизерны, но всегда приятно хотя бы на чужое везение посмотреть. Но ошибки банка почему-то оказываются той халявой, которой лучше бы не было ни разу.

Все неожиданные появления на счете миллионных сумм, неправильно проставленные запятые и «забытые» долги оборачиваются в лучшем случае пшиком, в худшем – обвинениями клиентов в мошенничестве. Самое крупное «везение», которое могу вспомнить, связано с неправильной загрузкой банкомата, когда вместо тысячных купюр выдавали пятитысячные. И то не уверен, что счастливчикам удалось благополучно воспользоваться ошибкой: камеры есть на всех банкоматах, равно как и операции с картами фиксируются.

И все равно, согласитесь, приятно иногда бывает поверить в то, что кому-то удалось невозможное. Хотя почему невозможное? Уверен, что удачи бывали, просто мы о них не знаем, а банкиры и сами «счастливчики» предпочитают не распространяться.

Конечно, следует признать безусловно правильной политику банков, которые берегут свои активы и даже в своих ошибках умудряются обвинить клиентов. Это чтобы другим неповадно было пользоваться. Тот же пермский «валютчик», кстати, был заподозрен чуть ли не в мошенничестве. Но я хочу сказать здесь не совсем об этом. Меня не удивляет, что клиент пытается воспользоваться ошибкой банка. В этом есть интерес клиента, который он соблюдает. Но мне удивительно, что банки не пытаются поощрить добропорядочное поведение своих клиентов. Если ты заметил ошибку, не попытался ею воспользоваться, а честно предупредил банковских служащих, тебе за это просто ничего не будет. Никакой премии, дополнительного процента или электрического чайника тебе не вручат. А это неправильно.

Конечно, юристы сильны и по рукам давать умеют профессионально. Но если бы банки предусмотрели какой-нибудь фонд для поощрения, то, думаю, конфликтных ситуаций и судов было бы меньше. И тех, кто не воспользовался банковской ошибкой, называли бы не «чайниками» или «лузерами», а добропорядочными клиентами. Да и ошибок тогда было бы меньше.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции