У меня не было сомнений, что кто-нибудь из депутатов додумается внести законопроект о запрете публичной рекламы на кредитные продукты. Мысль появилась еще в 2007 году, когда Роспотребнадзор и примкнувшие к нему ФАС и Генпрокуратура провели кампанию против банковских комиссий при выдаче потребительских кредитов. Идея, как оказалось, не была выброшена на помойку, а просто положена «под сукно» до лучших времен. Которые, видимо, и настали сейчас.

9 июня депутаты Сергей Миронов, Сергей Доронин и Александр Тарнавский (все – члены фракции «Справедливая Россия») внесли в Госдуму проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления запрета на рекламу услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита или займа». В документе авторы предлагают дополнить закон «О рекламе» статьей следующего содержания: «Реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, не допускается, за исключением случаев предоставления информации в соответствии с федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» в местах оказания таких услуг (места приема заявлений о предоставлении потребительского кредита (займа)». За нарушение – штраф от 4 тыс. рублей (для физлиц) до 1 млн рублей (для юрлиц) с изъятием рекламной продукции и оборудования. Информация взята с официального сайта Госдумы. Это я написал, чтобы никто не заподозрил, что я что-то недопонял или не поработал должным образом с источниками.

Как считают авторы законопроекта (их аргументы изложены в пояснительной записке), «широкая реклама потребительских кредитов посредством наружной рекламы, телевизионного и радиовещания, СМС-рассылок, листовок, объявлений и т. д. приобрела характер массовой социальной провокации, а невозможность погашения населением кредитов стала существенным фактором не только экономических проблем, но и повышения социальной напряженности в целом». Решение же граждан об обращении в банки «должно быть хорошо обдуманным, принятым с должной мерой ответственности, а не являться прямым следствием агрессивных рекламных кампаний». Депутаты рассчитывают, что закон в случае принятия уменьшит количество исков о невозвращенных кредитах, поспособствует снижению ставок, увеличит социальную ответственность граждан и укрепит их финансовую независимость.

Последствия принятия закона вы можете придумать сами – мне кажется, информации для полета фантазии здесь достаточно. Скажу только, что, помимо собственно банков и микрофинансовых организаций, он может поставить крест на финансовой журналистике – вы же не думаете, что, например, очень важная тема внедрения в России основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета всерьез заинтересует массового читателя? Про гипотетическую судьбу любимого ресурса Банки.ру даже думать не хочется.

Да и заемщиков жалко. Представляете, сколько офисов нужно будет обойти, чтобы найти самый дешевый кредит? А без этого никак: кроме как в самом банке такой информации больше нигде будет не найти – легально, конечно. А еще гипотетически было бы интересно посмотреть, как банки будут заманивать потенциальных заемщиков к себе в офисы, чтобы уже там осчастливить их информацией о стоимости кредита. И как бы выкрутился из ситуации, например, Тинькофф Банк, не имеющий отделений.

Сразу хочу сказать, что я не считаю депутатов глупыми или недалекими. Вовсе нет. Когда на встречах с избирателями им будут задавать вопросы, что они сделали для того, чтобы еще не развращенные банками граждане не попали в алчные руки заимодавцев, они скажут, что вносили проект, но банковское лобби помешало его принять. Надеюсь, так все и будет. Потому что, хотя и меня самого достала реклама кредитов – особенно по радио, где дикторы изощряются в скороговорках, – еще хуже будет, если депутаты найдут в документе рациональное зерно и начнут совершенствовать. Тогда заемщиков точно ждет участь курильщиков. Общественное порицание не за горами.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции