Полис добровольного медицинского страхования (ДМС) своим сотрудникам не оформляют 64% компаний, и в большей степени это свойственно крупному бизнесу. Обеспечивают ДМС своих работников только треть компаний (33%). Реже всего сообщают об этом руководители крупного бизнеса (26%). Среди представителей среднего бизнеса полис оформляют 32%, около трети, из которых выделяют ДМС только специалистам определенного ранга. В сегменте микро- и малого бизнеса доля компаний, оформляющих ДМС, практически такая же (34% и 36% соответственно). И полисы в таких компаниях выдают в основном всем сотрудникам. Таковы результаты опроса предпринимателей, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) совместно с Группой Ренессанс Страхование в июне 2015 года.

Мы работаем в основном с крупным и средним бизнесом. Этот сегмент рынка сложился, уровень пролонгации нашего портфеля составляет 90%. Ответственные предприятия давно научились эффективно использовать социальный пакет для мотивации и управления человеческим капиталом.

Качественно отстроились на общем фоне представительства крупных международных компаний, а также отечественные финансовые институты: банки и страховые компании. Примечательно, что качество социальной защиты персонала во многих банках зачастую находится на международном уровне, а ДМС является основой соцпакета. Хотя стоит признать, что ситуация на банковском рынке неравномерная: качество социального пакета банка далеко не всегда зависит от объема его бизнеса. Также нет единых подходов к формированию соцпакетов. Конечно, в 70% случаях наиболее качественные социальные гарантии предоставляются топ-менеджменту, хотя за последние полтора-два года это правило стало распространяться на продавцов, а также IT-сотрудников.

Ключевые изменения в структуре спроса связаны с ростом интереса к соцпакету со стороны среднего и малого бизнеса. Небольшие предприятия со сложившимся коллективом приобретают соцпакет для всей команды. Для такого типа предприятий характерен «семейственный» подход, именно он чаще всего является движущей силой бизнеса. По мере роста бизнеса начинают выявляться явные лидеры, так называемые «звезды офиса». Рано или поздно мотивировать таких сотрудников одним повышением зарплаты становится недостаточно. В этом случае подключается соцпакет, который по наполнению может значительно быть лучше, чем у большинства сотрудников компании.

Среди сотрудников большинства предприятий нет тех, кто испытывает стресс и связанные с ним проблемы (77%). 4% представителей бизнеса признались, что в условиях более активной работы предприятия, вызванной кризисом, доля работников, у которых проявляются проблемы со здоровьем, увеличилась. Об этом чаще рассказывают опрошенные руководители крупного бизнеса (14%).

Примечательно, что наличие в компании сотрудников со стрессом и проблемами со здоровьем на этой почве практически не связано с приобретением полиса ДМС (в обоих группах их число варьируется от 7% до 9%). Однако стоит отметить, что наибольшее число сотрудников со стрессом – среди компаний, оценивающих свое финансовое положение как плохое (15%). И чем оно хуже, тем больше таких сотрудников. При этом доля людей, отличающихся плохим здоровьем, почти вдвое ниже среди финансово неблагополучных компаний, оформивших ДМС (по сравнению с теми, кто ДМС не оформлял), — 11% против 18% соответственно.

Добровольное медицинское страхование принадлежит к числу наиболее распространенных страховых продуктов в России. Для многих потребителей оно стало неотъемлемой частью социального пакета. Однако по-прежнему его продажа должна сопровождаться качественной экспертизой со стороны страховой компании. Именно страховщик должен дать предложения по формированию соцпакета с учетом специфики и потребностей бизнеса своего клиента, чтобы оптимизировать его расходы и обеспечить дополнительные преимущества для развития.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции