Ох уж эти эзотерики. Мало того, что навыдумывали своих законов, так еще и заставили их работать. Подобное упрямо притягивается подобным, хотя по физике одинаково-то заряженное должно бы отталкиваться. В кредитовании так же. У заемщиков с «плохими» кредитами их становится все больше, в регионах с высокой кредитной нагрузкой она только растет.

А все потому, что не получается остановиться, включить рациональную часть мозга. Отказаться себе же во благо. Взять и просто сказать: «Нет!», как на знаменитом советском агитационном плакате про водку. Ни в чем. Ни в водке (но это отдельная тема), ни в кредитовании. Да, ловушки маркетологов расставлены грамотно. На каждого зверя своя западня. Но не всякий же раз себе лапу-то отгрызать, угодив в капкан? Тем более, что их, лап, не то что бы особенно много.

Какие-то такие мысли приходят в голову, когда читаешь статистику. Количество выданных кредитов (по данным Национального бюро кредитных историй) на 49% меньше, чем в прошлом году. О'кей. За полгода отдали и закрыли 3 миллиона кредитов. Тоже о'кей. Их стало меньше аж на 12%. Но при этом доля кредитов с просрочкой «один месяц плюс» выросла на 4,2% (до 14,7%) в среднем по стране, а в регионах, где население и так было закредитовано выше некуда, и того больше. В Карачаево-Черкесии то же НБКИ насчитывает до 30% проблемных кредитов. А ведь это регион с одним из самых низких уровней дохода населения. Средняя заработная плата в регионе — около 19 тыс. рублей. Чисто на бытовом уровне. Продуктовая корзина дорожает там, как и везде. Повышают тарифы «естественные монополии». И из этих же средств еще нужно платить по кредитам?

В итоге уровень закредитованности заемщиков и целых регионов, а также доля «плохих» кредитов растут как бы органически даже при снижении общего числа «потребов» и сокращении среднего по стране показателя кредитных выплат.

Пить боржоми строгого андеррайтинга и невыдачи «лишних» кредитов поздно. Надо думать, что делать, чтобы почки потребительского кредитования не отвалились окончательно.

По сути, 30 дней просрочки — это еще не 90, не такая уж и катастрофа. В большинстве случаев это просто сигнал «что-то случилось» у заемщика и надо бы с ним связаться. Желательно до момента, когда он скажет: «А! Уже три месяца не плачу, чего уж теперь и начинать? Паспорт сейчас свой «потеряю», в другой регион жить перееду или просто в глухую несознанку уйду». Как мне кажется, это должна быть инициатива банков. Потому что практика показывает: самому клиенту за помощью к кредитору идти стыдно. Ему кажется, что обругают и напишут долг, ничего приятного не будет. Приятного, может, и не случится, но польза-то налицо. Для той стороны и для другой. Этот банальный факт и должен банк объяснить клиенту.

А заодно и по ситуации. Предложить кредитные каникулы. Декларируются-то они многими банками, но на практике это, кажется, единичные случаи.

Реструктурировать долг. И может быть, не только свой. Если клиент платил исправно три года и вдруг перестал, это не значит, что он потерял совесть и качества заемщика. Возможно, ему нужно только немного времени, чтобы вернуться в привычную колею. По-моему, чисто психологически заемщик сейчас готов и к залоговому кредитованию, и вернуться к институту поручительства.

А клиенту, да, неплохо было бы стать немного разговорчивее с банком. Потому что при образовании просрочки все равно придется с кем-то говорить. Так лучше с девочкой из банковского кол-центра или кредитным специалистом, чем с мрачным коллектором или, что еще хуже, с непреклонным судебным приставом. Но вот как донести эту простую мысль до обладателей 14,7% всех кредитов в стране, притягивающих к себе все больше проблем? Вот это задачка не из простых. Может, Путину письмо написать? Пусть к нации обратится. И ненаучно, но популярно объяснит, как и что нужно делать, если у тебя в кредитной истории появился желтый «квадратик». Вот бы?

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции