Могут ли совсем молодые люди без опыта и знаний управлять банком «на местах»? Кое-где считают, что могут, и нанимают на менеджерские должности в регионах вчерашних студентов. Вы бы доверили свои деньги такому банку?

Увидел на днях сообщение об открытии представительства некоей финансовой организации в очередном городе. Дело обычное: банк активно расширяется, выходит на новые рынки, а регион с пятимиллионным населением — вполне привлекательная цель. Удивило одно: три ключевых сотрудника отделения весьма молоды. Начальнице 25 лет (на вид и двадцати не дашь), двум ее подчиненным — примерно столько же, если не меньше. Задумался: то ли я уже настолько стар, что начинаю необоснованно ворчать на молодежь, то ли в финансовой сфере все изменилось, и вчерашние студенты могут занимать ответственные посты, то ли у этого конкретного банка неоднозначная кадровая политика. Так или иначе, эта ситуация кажется заслуживающей рассмотрения.

Топовая должность в банке, пусть и на уровне региона, а не центрального офиса, подразумевает наличие у ее обладателя как знаний, так и опыта. Причем опыта разного — и чисто банковского, и коммуникативного (с клиентами надо общаться), и менеджерского (пусть команда небольшая, но это команда), и просто жизненного. Кроме того, надо уметь выстраивать отношения с местной властью и бизнес-сообществом, что тоже требует особых знаний, знакомств и опыта.

И вот на должности с такими требованиями появляется 25-летняя молодая женщина с невнятным провинциальным институтом в резюме, тремя годами работы в двух банках, а также жестоко зафотошопленными «гламурными» автопортретами, котиками и «мудрыми изречениями» в Facebook. Для полноты картины — «лайк» на странице Рамзана Кадырова. Отдельно заметим: в данный город она переехала только что. То есть ни знакомств с чиновниками, ни представления о местном бизнесе у нее наверняка нет.

Давайте сразу определимся: неприличные варианты получения места отбрасываем, так как это, во-первых, скучно, а во-вторых, маловероятно. И должность немного не та, чтобы отбирать на нее претендентов известным способом (слишком большая ответственность, в том числе на том, кто продвигал кандидатуру), и в других объявлениях этого банка о приеме на работу упоминаются весьма низкие возрастные границы. Например, 20—25 лет на не руководящую позицию, и в другом городе — областном центре начальнику отделения 30 лет. То есть это скорее политика банка, а не случайность. Поэтому данную тему можно закрыть и рассматривать вопрос по существу.

Возможно, я принципиально ошибаюсь в отношении требований к кандидатам на такую должность. Может быть, в наше время работа руководителя городского отделения банка в столице крупного региона — чисто административная, требующая навыков расстановки столов в офисе и отслеживания заполненности кулера водой. Всеми же реальными вопросами удаленно занимается центральный офис, из которого при необходимости прилетает ответственный сотрудник, при этом доступа к денежным потокам у местных нет. Но, так или иначе, приходя в отделение, клиенты — в основном представители малого и среднего бизнеса — будут видеть «детский сад» в вечернем макияже и как-то на это реагировать. Считайте меня эйджистом и мужской шовинистической свиньей, но меня бы такая картина несколько напрягла.

С другой стороны, некоторые банки «на земле» (в конкретных отделениях) — не столько сложные и важные финансовые институты, сколько нечто среднее между IT-компанией и супермаркетом, а в этих отраслях как раз «рулят» молодые. Может быть, появление таких кадров в нынешних условиях вполне оправданно? К тому же и платить им наверняка можно значительно меньше, чем местным финансовым «зубрам», имеющим прямой доступ к директорам предприятий и чиновникам городской или региональной администрации.

С третьей стороны, отделение — лицо банка. Юное гламурное девичье лицо — это прекрасно, но банк — не салон красоты и не парфюмерный магазин. Тут хочется видеть лицо, говорящее о солидности, основательности и опыте, вызывающее спокойствие и доверие, а не удивление. Кстати, об удивлении и стиле поведения. Судя по сообщению на форуме Банки.ру, в другом региональным отделении того же банка недавно произошел забавный случай. Девушка, оформлявшая бумаги клиента, внезапно проявила к нему повышенный интерес: бурно восхищалась внешним видом (какой-то необычной футболкой), сделала с ним селфи, пообещав выложить в соцсеть, и прозрачно намекнула на готовность продолжить знакомство. Это, конечно, мило, но клиент был, мягко говоря, удивлен. Данный случай – безусловно, следствие кадровой политики: для молодых людей подобное поведение естественно, а опыта и сообразительности, чтобы понять, что оно не всегда приемлемо, пока нет. Впрочем, подобная «естественность» может привлекать определенную группу клиентов. Тоже своеобразный маркетинг.

Уверен, что центральное руководство данного банка будет отслеживать ситуацию и анализировать реакцию клиентов на нестандартный возраст, вид и поведение сотрудников. Было бы крайне интересно как-нибудь ознакомиться с результатами такого исследования: вдруг и правда представления о банке как о серьезной солидной организации безнадежно устарели, и будущее — за юношеской непринужденностью в сочетании с высокими технологиями?

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции