В российской банковской фауне есть все: и мирные травоядные, и крупные хищники, и мелочь, кусающая за пятки всех, до кого дотянется. Есть и «гиены», питающиеся падалью. Встретиться с последними — довольно неприятно, даже если ты еще жив.

В дикой природе за хищником всегда следует стая падальщиков, кормящихся объедками убитой им добычи. Падальщиком быть проще: сил на охоту уходит меньше, думать не надо, достаточно сохранять почтительное расстояние от «хозяина», но уметь вовремя оказаться в нужном месте — после того, как он закончит есть, но до того, как на остатки налетят «коллеги».

Когда наши центробанковские «львицы» убивают очередной банк, находятся желающие поживиться остатками. А то и слегка опередить события, «подтолкнув» слабую жертву в лапы хищника. Как-то так совпало, что в последние дни встретилось сразу два ярких примера подобного поведения, обративших на себя внимание.

Сначала удивил «Банк Точка» — сервис группы «Открытие» для предпринимателей. Никогда не имел с ним дел, но вдруг получил на старый и давно не использовавшийся электронный адрес письмо, в котором анонимные добрые люди рассказывали «дорогим предпринимателям», как быть, если счет ИП оказался заморожен в лопнувшем Пробизнесбанке. Рекомендации вряд ли стали новостью для тех, кто хотя бы немного интересуется ситуацией вокруг ПРББ — для предпринимателей это стандартный страховой случай с выплатой возмещения от АСВ через крупный госбанк. Зато в самом конце добрые авторы предложили открыть новый счет в «Точке». Аккуратно проверив предложенный для заполнения заявки адрес, убедился, что он действительно принадлежит группе «Открытие». То есть это не рассылка вируса или что-то подобное, а обычный спам — не запрошенное получателем письмо, отправленное через сервис массовой рассылки, без персонального обращения и других признаков обычного частного письма.

Оставалась тайная надежда, что это инициатива какого-нибудь партнера «Точки», который приводит новых пользователей в сервис за вознаграждение. Но нет, представитель банка в Facebook подтвердил, что рассылка произведена самим банком: «Мы хотели помочь, потому что знаем, как бывает плохо в подобных ситуациях». Странно, но я так и не понял, что имелось в виду под «бывает плохо» — возврат денег от АСВ отработан, вся информация открыта и легко доступна, никаких проблем по ходу дела не возникло, а весь процесс возврата занял минут десять. Явная ложь, призванная загладить неприятное впечатление от рекламного мусора в почтовом ящике.

Не было бы никаких проблем, если бы предложение услуг банка поступило по нормальным, легальным каналам, например через обычную рекламу или «партнерскую» заметку на интернет-ресурсах. Но использование спам-рассылки — какое-то удивительное для нашего времени хамство. Отдельный вопрос — откуда «Точка» взяла базу адресов предпринимателей, обслуживавшихся в «Пробизнесе». Представитель банка не дал на него ответа, отшутившись, что они прочитали мою колонку, где я упоминал, что имел счет в этом банке.

Второй пример шакалоподобного поведения — успешная попытка обрушить Инвестторгбанк с помощью массовой СМС-рассылки в Ивановской области. Неизвестные доброжелатели сообщили ивановцам о проблемах в банке, призывая их забирать деньги со счетов. Испытывавший сложности банк столкнулся с массовым оттоком клиентов, снявших со счетов 2,5 млрд рублей. Банк не выдержал: АСВ пришлось вводить в него свою временную администрацию, дальнейшая судьба ИТБ под вопросом.

По данным банка, рассылка панических СМС производилась сотрудниками трех других банков, входящих в первую десятку. Интерес крупных банков, если сообщение ИТБ имеет основания, понятен: избежавшие проблем люди понесут сбережения в более надежные, по их мнению, организации. А то, что сам банк под воздействием АСВ и ЦБ имеет реальные шансы быстро превратиться в труп, утянув за собой деньги юрлиц и создав проблемы оставшимся вкладчикам, их не волнует.

Вообще говоря, ничего плохого ни в шакалах, ни в гиенах нет — природе равно нужны и они, и грифы, и туповатые коровы, и няшные белочки с зайчиками. Более того, у шакала нет выбора — кем быть, он таким родился. Зато человек и даже банк имеют такой выбор. Они должны понимать, где проходит граница между помощью оказавшимся в сложной ситуации вкладчикам лопнувшего банка и навязчивой незаконной рекламой своих услуг. И уж тем более это относится к попыткам добить другой банк ради получения части его клиентской базы.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции