Большинство из нас родились и выросли в Советском Союзе, в котором культивировался только один суд. («Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!») К сожалению, наши чиновники следуют этому принципу до сих пор. Поэтому, когда стало известно, что в мировой судебной системе существуют еще и третейские суды, наши чиновники решили, что это какая-то игрушка и что третейские решения исполнять не обязательно.

Только что окончательно утвержденный президентом закон «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» доказывает, что чиновники так и не приняли существование иной судебной системы, кроме известного им государственного суда. Теперь они не только не хотят исполнять решения третейских судов, но и угрожают другим странам ответными шагами. По их логике, если другие суды будут исполнять решение третейских судов, Россия «соразмерно» заберет/арестует на своей территории иностранное имущество.

Близорукая позиция наших чиновников выражается и в том, что Минюст внес в Госдуму РФ проект закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», в котором предлагается лицензировать российские третейские суды. Такая мера приведет к тотальному контролю государства за этим международным институтом гражданского общества.

Какие последствия ожидают нашу страну в случае продолжения подобной политики? Во-первых, Россия еще раз подтвердит на международной арене свою нецивилизованность в юридических отношениях и еще больше отпугнет иностранных инвесторов.

Во-вторых, как только Россия арестует имущество какой-либо страны, которая совершенно законно, с ее точки зрения, исполняет решения третейского суда, произойдет еще один международный скандал. Причем непонятно, в чью пользу мы собираемся его изымать. Наверное, по старинке национализируем!

Согласно Нью-Йоркской конвенции, любая страна, ее подписавшая (Россия в том числе), имеет право исполнять решения третейских судов на своей территории. Делать это можно так, как государство считает необходимым. Мнение других стран об этом (даже ответчиков по делу) никого не интересует.

Если закон используют, нас тут же обвинят в незаконном изъятии имущества. Например, недавно решением Конституционного суда Россия получила индульгенцию не исполнять решение Европейского суда по правам человека. И все этому обрадовались. Однако все забыли, что неисполнение решения ЕСПЧ влечет за собой исключение государства из Совета Европы, о чем уже заявил в интервью один из руководителей Совета.

Если мы хотим, чтобы нас с позором выгнали из Совета Европы, ВТО и других международных объединений, то можем принимать соответствующие судебные решения.

Между тем обязательность исполнения решений третейских судов установлена Европейской конвенцией о внешнеторговом арбитраже и Нью-Йоркской конвенцией о приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, к которой наша страна присоединилась еще в 60-х годах прошлого века. То же касается и суда ЕСПЧ. Если Россия сегодня не готова исполнять взятые на себя обязательства в этих и других Конвенциях, наверное, надо выйти из них. Если же мы не хотим международной изоляции, надо исполнять эти конвенции, какими бы сложными и противоречивыми они ни казались. Решить проблему с арестами российского имущества по всему миру можно достаточно легко: надо вернуть все российское имущество (фонд национального благосостояния, бюджетные деньги, акции, имущество) в Россию. Уж на нашей территории наше имущество будет в сохранности.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции