Практика показывает, что самый эффективный метод сделать что-нибудь в нашей стране – административный. Берется любая проблема. Берется государственный чиновник (например, президент). Чиновник бьет кулаком по столу – и все начинает работать. Пока не найдется новый повод ударить кулаком по столу.

Пару лет назад государство все строило нанокластеры. Теперь оно вышибает долги из населения.

Государство-коллектор, почему бы и нет? Вопрос риторический, не надо на него отвечать. Что вообще-то есть рынок, а на рынке – специально обученные профессионалы, а у них – свои методики, которые вообще-то тоже работают. Да, не всегда на 100% эффективно, и да, со всякими «эксцессами», которые удобно использовать как информационные поводы для криминальных хроник и условной телепередачи «Пусть говорят». Государство решило, что недостаточно хорошо работают долговые взыскатели, и подключилось. Что уже нельзя должнику и чего будет нельзя с разной степенью вероятности?

Нельзя выехать за границу. Для этого достаточно где-то (например, по алиментам или кредитной карте) задолжать 10 тыс. рублей. Довести это дело до суда и проиграть суд. Получить исполнительный лист и ничего не сделать по этому поводу. Гипотетически шанс развернуться на границе есть у 1,7 млн человек (по оценкам агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн»). Все вместе эти люди должны «всем вокруг» 1,4 трлн рублей. Примерная раскладка их долга: 45% – кредитные долги, 35% – алименты, 15% – штрафы, 5% – еще всякое. Хотя, наверное, есть и пересечения. Задолжал по кредитам, алиментов не платит – какая уж там квитанция за ЖКУ?

Нельзя ездить на собственной машине. Разговоры о законе, согласно которому граждан можно будет временно ограничивать в праве управления личным авто- и другого вида транспортом (включая, например, легкомоторные самолеты и яхты), ходят с конца января 2015 года, когда проблема лавинообразного роста просроченной задолженности только начинала давать знать о себе. Сейчас к проекту вернулись и, очевидно, доведут до логического завершения.

Если справедливоросский проект «О внесении изменений в федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» получит зеленый свет, красный загорится для всех должников с суммой долга свыше 10 тыс. рублей. Кроме тех, для кого транспортное средство – «основной источник средств к существованию», кто является инвалидом I или II группы, а также тех должников, которые зависят от машины как от «единственного средства обеспечения жизнедеятельности с учетом ограничения транспортной доступности постоянного места жительства».

Нельзя ссориться с непосредственным начальником. Руководство Федеральной налоговой службы выпустило положение, по которому работодатель под страхом штрафа в 100 тыс. рублей для компании или 20 тыс. для себя лично должен выплатить задолженность по налогам своего работника, если она не превышает 25 тыс. рублей. Из зарплаты. Платежами, не превышающими ее 50%. И вот, как только эта практика «приработается», никто не гарантирован от того, что подобным образом не станут вычитаться и другие долги. Ну алименты, налоги идут же? Ну вот пусть и кредитные долги идут. И штрафы. И прочее, что судом предписано.

С одной стороны, это неплохо, правда? Задолжал – плати! А то у нас только карточные долги «дело святое», все остальные «могут и подождать». Однако немного смущает сама тенденция государства вмешиваться в сферы, которые наверняка могут, а главное, должны бы работать без него. А то сегодня у нас государство-коллектор, вышибала долгов, а завтра чего же? Экспроприация и раскулачивание? Продразверстка и какой-нибудь новый «военный коммунизм»? Оно может, как мы видим, государство-то. И лучше бы нам всем его не провоцировать. Ни с десятью тысячами долга и выше, ни даже с одним рублем.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции